17 сентября 2024 г.
Уважаемые коллеги.
Поручение Главы государства касалось не просто разработки нового Налогового
кодекса, а сопровождалось требованием сделать его понятным и доступным для
предпринимателей.
1. Раньше в кодексе было 708 статей.
Когда вы приходили к нам в «Ак жол» в июне, у вас было 809 статей, (в
сегодняшнем варианте - 822 статьи), т.е. их число увеличилось более чем на
100 статей. Ничего себе, «упростили». Явно, это не то, чего ожидает бизнес,
чего ожидает экономика.
Мы понимаем, конечно, что налоговые отношения - это не отношения равноправного
партнерства, это отношения подчинения. Но тогда тем более, Парламент –
фактически последний бастион перед налоговиками, где у предпринимателей есть
возможность отстоять свои права.
2. Когда вы вместо розничного налога предложили ввести СНР, то заверяли,
что СНР B2C (для розничных клиентов) будет 2 процента, сейчас видим 4
процента.
Более того, опять предоставляете маслихатам право увеличения либо уменьшения на
50 процентов.
Фракция «Ак жол» весь прошлый год боролась с налоговиками, направила более 30
депутатских запросов акимам областей и городов, чтобы сбить розничный налог с 4
до 2%.
В большинстве регионов получилось понизить этот налог, кроме Алматы и Рудного.
Но вы опять возвращаете 4%, более того, даете возможность на местах еще и
увеличить этот налог до 6%.
Так вы заботитесь о малом бизнесе и рабочих местах?
Более того, по работе B2B (сделки с юрлицами) вводите СНР 12 процентов, это тот
же НДС. Что это за «облегчение», от которого налоги увеличиваются?
Одна из задач, которую ставил Глава государства - исключить дробление бизнеса,
стимулировать его рост из малого в средний бизнес. Но при таком подходе, когда
СНР будет равен НДС, вы наоборот, дестимулируете бизнес, вынуждаете его прятать
реальные обороты.
3. По поводу СУР - сейчас рассказываете, какой он будет хороший и
удобный. Может быть, но только для чиновников.
Мы с вами спорим несколько лет о том, чтобы исключить из СУР конфиденциальные
критерии. Будут ли они исключены? В презентации не прозвучало, но это вопрос,
который волнует предпринимателей. Потому что они нередко вообще не понимают, за
что им повышают категории риска, почему лишают доступа к госзакупкам, к
закупкам нацкомпаний. А ваши коллеги на местах ничего не объясняют, ссылась,
что это секретная информация. Как бизнесу улучшать свою работу, если ему не
говорят, где у него пробелы?
В июне вы говорили, что СУР будет уходить, но в проекте опять оставили. Тогда,
уберите конфиденциальные критерии и чётко пропишите срок действия СУР, как
переходной меры – скажем, три года (по сроку исковой давности по налоговым
спорам), после которых эта статья теряет силу и изымается из Кодекса.
4. Дальше. По признанию сделок недействительными сейчас прозвучало
в докладе разработчиков, что это вид лжепредпринимательства.
Обращаю ваше внимание, что статья о лжепредпринимательстве уже давно устранена
и декриминализирована. Сейчас вся тяжесть подобных споров перешла в процедуры
признания сделок недействительными (фиктивными).
Эта норма наносит огромный вред предприятиям, так как речь идёт о повторном,
двойном налогообложении добросовестного бизнеса.
В прежнем кодексе была статья 403, ее вроде убрали, но как теперь выясняется,
просто перенесли в другую статью (40?).
Это один из самых болезненных и принципиальных вопросов Кодекса. Потому
что ваши коллеги на местах фактически повторно облагают налогами (включая пеня
и штрафы) тех, кто честно платит, работает у всех на виду, зарегистрирован,
открыто показывает свои обороты.
А тех, кто их подставил под нарушение, не оплатил налоги, работает незаконно и
выписывает фиктивные документы – этих аферистов никто даже не ищет, потому что
они формально не существуют или их бенефициары спрятаны, и вам проще бить по
добросовестным предпринимателям.
5. По поводу пилотных проектов. Фракция «Ак жол» неоднократно выступала
против их включения в кодекс, как инструмента, позволяющего обходить
парламентские процедуры принятия законов.
Тем не менее, в представленном проекте кодекса вы предлагаете
возможность вводить до пяти пилотных проектов одновременно, да ещё в течение
трех лет. Что это за «пилотный проект», который проваливается два года подряд,
так, что нужен третий год, чтобы протащить его не мытьём, так катаньем?
Таким манером можно
легализовать любые неоднозначные нормы. Тем более, что подведение итогов и само
введение в действие хотите оставить за собой.
Фактически, это
подмена законодателя. Вы хотите себе присвоить право введения новых налоговых
норм без обсуждения в Парламенте: сами провели пилотный проект, признали его
успешным, и все, вводите новые нормы.
Фракция «Ак жол»
категорически возражает против таких фокусов, будем вносить поправки против.
Итоги пилотных проектов, если они проводятся, должны подводиться в Парламенте,
открыто рассматриваться и обсуждаться, как и любые другие изменения законов.
6. Еще одна
вещь. Все мы – граждане своей страны, должны переживать за пополнение бюджета.
Сегодня страна работает в условиях бюджетного кризиса. Все это понимают.
Поэтому все отрасли
экономики должны вносить максимальный вклад в бюджет, в выполнение социальных
программ и других обязанностей государства.
В этой связи
Президент поручал ввести дифференцированные ставки налогов, с тем, чтобы
налоговая нагрузка соответствовала доходам каждого сектора экономики, а само
налогообложение было справедливым и равномерно распределённым.
В экономике есть
отрасли, чей вклад в госбюджет явно не соответствует получаемой прибыли. Более
того, они ещё и получают льготы от государства. Банки вообще не платят НДС, а
КПН платят, как все остальные. Уже на этом бюджет теряет 12%.
Нефтяники и
горнодобывающие компании получают возврат НДС из бюджета, здесь тоже есть
вопросы.
А вы предлагаете
добавить всего 5% к КПН банков. И то Нацбанк, руководство АРРФР начали
возмущаться, мол, нельзя трогать банки. И возмущались, пока президент не
поставил точку в Послании.
Почему не увеличить
КПН банков не на 5%, а на все 12 процентов упущенных доходов бюджета?
Почему не сделать
им КПН не 25, а 30-35 процентов? Пусть несут нормальную нагрузку.
Вся страна
затягивает пояса, президент требует жить по средствам, а у них активы и доходы
растут каждый год. Потому что вся экономика, каждое предприятие, каждая семья
платит завышенные проценты по кредитам.
Давайте уже
равномерно и справедливо распределять нагрузку.
В отношении
экспортеров сырья ссылаетесь, что возврат им НДС из бюджета - это общая
практика. Согласен, но давайте регулировать: тем, кто экспортирует сырье,
возврат НДС сделать 50%, а полный возврат НДС установим только для экспортеров
переработанной продукции. Нам надо наполнять бюджет.
Хватит
стимулировать тех, кто вывозит сырьё. Я напомню, согласно новой нормы
Конституции, принятой в 2022 году, земля и недра принадлежат народу. Почему
доходы от торговли недрами позволяете присваивать иностранным инвесторам,
которые просто их вывозят, не вкладывают в переработку, не строят новые заводы,
не создают рабочие места? Пусть платят нормальные налоги в бюджет нашей страны.
…
Какую тенденцию в
этом кодексе мы в целом наблюдаем?
Он продолжает
закручивать гайки в отношении мелких предпринимателей. Ужесточили давление по
платёжным карточкам, прижали с налогами таксистов, кафешки, мелкую торговлю,
самозанятых, кто сам себя кормит.
И в то же время в
отношении настоящих олигархов - банков, сырьевиков - всё ещё переживаете:
поднимать на 5 процентов или нет.
Давайте всё-таки
понимать, что налоговая политика должна быть справедливой. Президент говорит о
справедливой налоговой нагрузке, а то, что вы сейчас делаете, уважаемые
коллеги, вы опять грузите мелочь, а крупняки, кто на самом деле зарабатывает на
наших людях и ресурсах, у вас остаются в стороне.
Фракция «Ак жол» с
таким подходом не согласна, будем ругаться с вами дальше, в рабочих группах.