18
Июнь

«Это тяжело, это больно, но это необходимо» - “Ак жол” выступил против Отчёта Правительства за 2024 год, но пожелал ему успеха в 2025 году

Ниже - текст выступления фракции:

Фракция «Ак жол» будет голосовать против Отчёта правительства за 2024 год.

Во-первых, в ходе презентации отчёта выявился ряд серьезных отступлений от собственных заверений правительства.

Так, при утверждении проекта бюджета на 2024-2026 г.г., правительство заявляло о плане с 2025 г. – полностью отказаться от целевых трансфертов из Нацфонда. Тогда Мажилис поддержал этот подход.

И хотя позже это решение было пересмотрено, оставалась надежда, что расходы Нацфонда будут хотя бы снижаться.

Однако реалии оказались обратными: если в 2023 г. Нацфондом были покрыты 46% расходов бюджета, то в 2024 г. Эта зависимость возросла до 54%.

Другими словами, проедение Нацфонда только усилилось.

● Вторая причина– При каждом обсуждении бюджета, фракция «Ак жол» указывает на тревожный рост госдолга и требует от правительства сокращать эту привычку: Как говорится, берёшь чужие деньги и на время, а отдавать нужно свои и навсегда.

И госорганы регулярно даже обещают прислушаться.

А на самом деле, если в 2023 г. у внешних партнёров Казахстан занял 252 млрд тг, то в 2024 - 1 трлн 450 млрд, т.е сразу в 6 раз больше.

При этом, основные условия таких займов - заявленные фиксированные проценты и сроки иногда не подтверждаются аудитом ВАП. Т.еих конечная стоимость оказывается другой.

Эту проблему фракция «Ак жол» уже поднимала в 2023 г., когда выяснилось, что, например АО «Пассажирские перевозки» под гарантии государства привлекло зарубежный кредит якобы в тенге, но с привязкой к курсу евро. В итоге, вместо предложения по 317 млн тгза вагон, их конечная тогда цена составила до 1,5 млрд тг/ вагон.

И эта практика продолжается – снова приходят ратификации новых соглашений в тенге, но с индексацией в иностранной валюте.

Правительство требует ото всех «затянуть пояса», но само никак не научится считать государственные деньги.

Третья причина – несбалансированность бюджетной политики.

Продолжается разрыв бюджета по расходящимся векторам: увеличение затрат на социальную сферу и сокращение капитальных вложений в реальный сектор, который обеспечивает их расширенный возврат в будущем.

Финансирование социального сектора за прошлый год выросло на 12%, до 9,6 трлн.тг.

В то же время, вложения в реальный сектор, который и должен обеспечивать социальные расходы, сократились сразу на 20%, до 2,9 трлн.

Получается, на безвозвратные социальные нужды мы тратим в 3 раза больше, чем на создание будущих доходов, хотя пропорция должна быть обратной.

Это крайне тревожная тенденция, свидетельствующая о несбалансированной политике в долгосрочном плане.

Такое впечатление, что у Правительства отсутствуют конкретные приоритеты, и оно стремится закрыть все вопросы сразу, не считаясь с реальными возможностями бюджета. Но так не получится. Ни одна страна в мире не решила всех проблем: и в США, и в Европе есть свои нерешённые проблемы, свои бедные, бездомные и безработные.

Поэтому нужно не только решать текущие социальные проблемы, но прежде всего - создавать экономическую основу для генерирования доходов бюджета и чётко определиться с приоритетами.

И именно по ним соизмерять расходы с имеющимися экономическими возможностями. Это тяжело, это больно, это непопулярно. Но это необходимо.

Возможно, Правительство показывает не всю свою работу, так как в регионах появляются всё новые крупные инвестпроекты с углубленными переделами, которые способны изменить структуру и технологический уклад национальной экономики.

Но их нет в Отчёте Правительства, тогда как триллионы средств направляются фондом «Самрук-Казына» мимо бюджета и парламента, по решениям правительства, видимо как раз в реальный сектор. И по факту сложились параллельные экономики: та, что проходит через бюджет, и та, которую формирует Правительство без обсуждения и отчётности в парламенте.

Поэтому фракция «Ак жол» каждый год предлагает направлять все средства государства и квазигос предприятий через бюджет, чтобы общество и парламент утверждали и контролировали расходование этих триллионов, а также видели их влияние на экономику.

Так, безусловный оптимизм вызывает рост обрабатывающей отрасли на 5,9%, машиностроения на 9,7%, металлургии на 6,9%, фармацевтики на 21,8%. Сектор энергоснабжения также показал рост +4,5%.

Но остаётся открытым вопрос о природе этого роста. Ещё более важно, что нужен рост не столько количественный, сколько качественный. А этого по Отчётам не видно.

● Четвертая причина, связанная с предыдущей: сохраняющаяся «отчуждённая» роль квазигос сектора.

При обсуждении проекта бюджета на 2024 г., фракция «Ак жол» вносила в Бюджетный кодекс требование об изъятии всей прибыли квазигос предприятий в доход бюджета.

Однако вместо этого принята норма о направлении 50% прибыли системообразующих компаний Фонда «Самрук-Казына», определяемых самим Фондом. За рамками бюджета опять остались НУХ «Байтерек» все институты и банки развития, многочисленные СПК, ТОО при акиматах и министерствах и т.д.

Но даже принятое требование не выполняется. Так, ВАП установила, что в прибыли фонда «Самрук-Казына» не учитывается и не направляется в бюджет прибыль от 11 дочерних компаний (347 млрд тг.)

Мимо бюджета государства также проходят все другие виды прибыли Фонда - финансовые доходы, банковские проценты по счетам, доходы от курсовой разницы и др., которые в общем объеме доходов Фонда за отчётный период превысили 1 трлн 250 млрд тг, но не учитывались и не направлялись в бюджет государства.

При этом, несмотря на многолетнюю критику парламента, за 2024 г. доля закупок из одного источника в Фонде выросла с 56% до 60% и составила 2 трлн 200 млрд тг, вопреки всем требованиям открытости и конкурентности.

Так, АО «КЕГОК» - закупал оборудование в 3 раза дороже реальной цены.

А многочисленные и расплодившиеся дочерние структуры нацкомпаний и госорганов активно лезут в бизнес и «отжимают» частные предприятия, используя адмресурс и возможности государства.

Компания «Самрук-Казына Констракшн» – влезла в конкурентный рынок жилищного строительства, а руководство похитило миллиарды.

АО «СК-Фармация» вместо Минздрава осваивает госзаказы на медицинские препараты и изделия, убивая конкуренцию и формируя монополистов.

АО «Казавтожол», вместо собственной работы зачастую просто распределяет государственные миллиарды на ремонт и строительство дорог, и т.д.

Через такие структуры из-под контроля общества и парламента уводятся миллиарды бюджетных средств, что порождает обоснованные сомнения в их прозрачности и подотчётности.

Фракция «Ак жол» считает необходимым вернуть все эти функции в компетенцию госорганов, под контроль бюджета, общества и парламента, как и заявлено в формуле Токаева – Сильный президент – влиятельный парламент – подотчётное правительство.

Соответственно, сократить подобные структуры и расходы на их содержание, как и в целом сокращать расходы бюджета на посредников и бюрократию, о чём в Отчёте не сказано ни слова!!!

Пятая причина: Отсутствие комплексной программы правительства.

Рассмотрение Отчётов снова убеждает нас в неэффективности обсуждения бюджета, не имея на руках программы действий правительства.

● Парламент судит о работе Правительства по освоению бюджета. Но обществу нужен не только финансовый, но и программный документ, показывающий, на какие взаимосвязанные задачи направляет бюджет и свои усилия Правительство.

Да, на днях была опубликована программа действий правительства по достижению национального плана развития. Но эту программу не обсуждал и не утверждал парламент, она принята самими чиновниками, которым её и выполнять. И это явный конфликт интересов. Кроме того, программа на 2025 год принята в середине лета, т.е. когда половина года уже прошла. Т.е., сегодня не правительство следует программе, а программа принимается под работу правительства.

Фракция «Ак жол» предлагает обязать Правительство утверждать в Парламенте не только бюджет, но и Программу своих действий, на выполнение которой этот бюджет предназначен.

Возможно, что сегодня мы слишком критичны к коллегам, т.к показатели 2024 года во многом были обусловлены форс-мажорными обстоятельствами катастрофических паводков, накопленным эффектом торможения экономики после пандемии и т.д.

По справедливости нужно признать, что первые 5 месяцев текущего года демонстрируют преодоление тех вызовов, рекордный рост ВВП на 6%, а в шести основных отраслях даже 8,6%; профицит госбюджета и т.д.

Это лишний раз показывает, что у Казахстана сильная экономика, надёжное государство и достаточно ресурсов не только для решения проблем, но и для уверенного роста.

Нельзя отрицать и роль нынешнего Правительства в этом росте.

Мы желаем правительству Бектенова успехов в этой работе и не сбавлять темп.

Тем не менее, оценку бюджету текущего года Парламент будет давать через год.

А пока, оценивая исполнение бюджета за год 2024-ый, Демпартия «Ак жол» не поддерживает отчёт Правительства и голосует ПРОТИВ него.

Благодарю за внимание.