Ниже - текст
выступления фракции:
Фракция «Ак жол» будет голосовать против Отчёта
правительства за 2024 год.
Во-первых,
в ходе презентации отчёта выявился ряд серьезных отступлений от собственных
заверений правительства.
Так, при
утверждении проекта бюджета на 2024-2026 г.г., правительство заявляло о плане с
2025 г. – полностью отказаться от целевых трансфертов из Нацфонда. Тогда
Мажилис поддержал этот подход.
И хотя позже это
решение было пересмотрено, оставалась надежда, что расходы Нацфонда будут хотя
бы снижаться.
Однако реалии оказались обратными: если в 2023 г.
Нацфондом были покрыты 46% расходов бюджета, то в 2024 г. Эта зависимость
возросла до 54%.
Другими словами, проедение Нацфонда только
усилилось.
● Вторая причина– При каждом обсуждении бюджета,
фракция «Ак жол» указывает на тревожный рост госдолга и требует от
правительства сокращать эту привычку: Как говорится, берёшь чужие деньги и на
время, а отдавать нужно свои и навсегда.
И госорганы
регулярно даже обещают прислушаться.
А на самом деле,
если в 2023 г. у внешних партнёров Казахстан занял 252 млрд тг, то в 2024 - 1
трлн 450 млрд, т.е сразу в 6 раз больше.
При этом, основные
условия таких займов - заявленные фиксированные проценты и сроки иногда не подтверждаются аудитом ВАП. Т.еих
конечная стоимость оказывается другой.
Эту проблему
фракция «Ак жол» уже поднимала в 2023 г., когда выяснилось, что, например АО
«Пассажирские перевозки» под гарантии государства привлекло зарубежный кредит
якобы в тенге, но с привязкой к курсу евро. В итоге, вместо предложения по 317
млн тгза вагон, их конечная тогда цена составила до 1,5 млрд тг/ вагон.
И эта практика
продолжается – снова приходят ратификации новых соглашений в тенге, но с
индексацией в иностранной валюте.
Правительство требует ото всех «затянуть пояса», но
само никак не научится считать государственные деньги.
Третья причина – несбалансированность бюджетной политики.
Продолжается
разрыв бюджета по расходящимся векторам: увеличение затрат
на социальную сферу и сокращение капитальных вложений в реальный сектор,
который обеспечивает их расширенный возврат в будущем.
Финансирование
социального сектора за прошлый год выросло на 12%, до 9,6 трлн.тг.
В то же время,
вложения в реальный сектор, который и должен обеспечивать социальные расходы,
сократились сразу на 20%, до 2,9 трлн.
Получается, на безвозвратные социальные
нужды мы тратим в 3 раза больше, чем на создание будущих доходов, хотя
пропорция должна быть обратной.
Это крайне
тревожная тенденция, свидетельствующая о несбалансированной политике в
долгосрочном плане.
Такое впечатление,
что у Правительства отсутствуют
конкретные приоритеты, и оно стремится закрыть все вопросы сразу, не считаясь с
реальными возможностями бюджета. Но так не получится. Ни одна страна в мире
не решила всех проблем: и в США, и в Европе есть свои нерешённые проблемы, свои
бедные, бездомные и безработные.
Поэтому нужно не
только решать текущие социальные проблемы, но прежде всего - создавать
экономическую основу для генерирования доходов бюджета и чётко определиться с приоритетами.
И именно по ним
соизмерять расходы с имеющимися экономическими возможностями. Это тяжело, это
больно, это непопулярно. Но это необходимо.
Возможно,
Правительство показывает не всю свою работу, так как в регионах появляются всё
новые крупные инвестпроекты с углубленными переделами, которые способны
изменить структуру и технологический уклад национальной экономики.
Но их нет в Отчёте
Правительства, тогда как триллионы средств направляются фондом
«Самрук-Казына» мимо бюджета и парламента, по решениям правительства, видимо
как раз в реальный сектор. И по факту сложились параллельные экономики: та, что
проходит через бюджет, и та, которую формирует Правительство без обсуждения и
отчётности в парламенте.
Поэтому фракция
«Ак жол» каждый год предлагает направлять все средства государства и
квазигос предприятий
через бюджет, чтобы общество и парламент утверждали и контролировали
расходование этих триллионов, а также видели их влияние на экономику.
Так, безусловный
оптимизм вызывает рост обрабатывающей отрасли на 5,9%, машиностроения на 9,7%,
металлургии на 6,9%, фармацевтики на 21,8%. Сектор энергоснабжения также
показал рост +4,5%.
Но остаётся
открытым вопрос о природе этого роста. Ещё более важно, что нужен рост не
столько количественный, сколько качественный. А этого по Отчётам
не видно.
● Четвертая причина, связанная с предыдущей:
сохраняющаяся «отчуждённая» роль квазигос сектора.
При обсуждении
проекта бюджета на 2024 г., фракция «Ак жол» вносила в Бюджетный кодекс
требование об изъятии всей прибыли квазигос предприятий в
доход бюджета.
Однако вместо
этого принята норма о направлении 50% прибыли системообразующих компаний Фонда
«Самрук-Казына», определяемых самим
Фондом. За рамками бюджета опять остались НУХ «Байтерек» все институты и
банки развития, многочисленные СПК, ТОО при акиматах и министерствах и т.д.
Но даже принятое
требование не выполняется. Так, ВАП установила, что в прибыли фонда
«Самрук-Казына» не учитывается и не направляется в бюджет прибыль от 11
дочерних компаний (347 млрд тг.)
Мимо бюджета государства также проходят все другие
виды прибыли Фонда - финансовые доходы, банковские проценты по счетам, доходы
от курсовой разницы и др., которые в общем объеме доходов Фонда за отчётный
период превысили 1 трлн 250 млрд тг, но не учитывались и не направлялись в
бюджет государства.
При этом, несмотря
на многолетнюю критику парламента, за 2024 г. доля закупок из
одного источника в Фонде выросла с 56% до 60% и составила 2 трлн 200 млрд тг, вопреки всем требованиям открытости и
конкурентности.
Так, АО «КЕГОК» -
закупал оборудование в 3 раза дороже реальной цены.
А многочисленные и
расплодившиеся дочерние структуры нацкомпаний и госорганов активно лезут в
бизнес и «отжимают» частные предприятия, используя адмресурс и возможности
государства.
• Компания «Самрук-Казына Констракшн» – влезла в
конкурентный рынок жилищного строительства, а руководство похитило миллиарды.
• АО «СК-Фармация» вместо Минздрава осваивает
госзаказы на медицинские препараты и изделия, убивая конкуренцию и формируя
монополистов.
• АО «Казавтожол», вместо собственной работы
зачастую просто распределяет государственные миллиарды на ремонт и
строительство дорог, и т.д.
Через такие
структуры из-под контроля общества и парламента уводятся миллиарды бюджетных средств,
что порождает обоснованные сомнения в их прозрачности и подотчётности.
Фракция «Ак жол» считает необходимым вернуть
все эти функции в компетенцию госорганов, под контроль бюджета, общества и
парламента, как и заявлено в
формуле Токаева – Сильный президент – влиятельный парламент – подотчётное
правительство.
Соответственно,
сократить подобные структуры и расходы на их содержание, как и в целом сокращать расходы бюджета на посредников и
бюрократию, о чём в Отчёте не сказано ни слова!!!
Пятая причина: Отсутствие комплексной программы
правительства.
Рассмотрение
Отчётов снова убеждает нас в неэффективности обсуждения бюджета, не имея на
руках программы действий правительства.
● Парламент судит
о работе Правительства по освоению бюджета. Но обществу нужен не только финансовый, но и программный документ,
показывающий, на какие взаимосвязанные задачи направляет бюджет и свои усилия
Правительство.
Да, на днях была
опубликована программа действий правительства по достижению национального плана
развития. Но эту программу не обсуждал и не утверждал парламент, она принята
самими чиновниками, которым её и выполнять. И это явный конфликт интересов.
Кроме того, программа на 2025 год принята в середине лета, т.е. когда половина
года уже прошла. Т.е., сегодня не
правительство следует программе, а программа принимается под работу
правительства.
Фракция «Ак жол» предлагает обязать Правительство
утверждать в Парламенте не только бюджет, но и Программу своих действий, на
выполнение которой этот бюджет предназначен.
Возможно, что
сегодня мы слишком критичны к коллегам, т.к показатели 2024 года во многом были
обусловлены форс-мажорными обстоятельствами катастрофических паводков,
накопленным эффектом торможения экономики после пандемии и т.д.
По справедливости
нужно признать, что первые 5 месяцев текущего года демонстрируют преодоление
тех вызовов, рекордный рост ВВП на 6%, а в шести основных отраслях даже 8,6%; профицит
госбюджета и т.д.
Это лишний раз
показывает, что у Казахстана сильная экономика, надёжное государство и
достаточно ресурсов не только для решения проблем, но и для уверенного роста.
Нельзя отрицать и
роль нынешнего Правительства в этом росте.
Мы желаем
правительству Бектенова успехов в этой работе и не сбавлять темп.
Тем не менее,
оценку бюджету текущего года Парламент будет давать через год.
А пока, оценивая
исполнение бюджета за год 2024-ый, Демпартия
«Ак жол» не поддерживает отчёт Правительства и голосует ПРОТИВ него.
Благодарю за
внимание.