19
Октября

Выступление А. Перуашева по проекту республиканского бюджета на 2023-2025 годы

Уважаемые коллеги.

Фракция «Ак жол» поддерживает запланированный рост самостоятельных доходов бюджета (без учёта трансфертов) на 2023 год сразу на 3,2 трлн тенге. Это позитивная тенденция.

В то же время, наибольший удельный вес (97,5%) здесь занимают налоговые поступления, из которых основная доля приходится на поступление НДС и КПН.

Одним из источников увеличения налоговых поступлений указано улучшение цифровизации и фискального администрирования.

Считаем необходимым отметить, что предусмотренное увеличение по НДС более чем на 32%, никак не вяжется с поручением Президента, по введению дифференцированного налогообложения, если учитывать, что основные бенефициары нынешней налоговой системы – банки и экспортёры природного сырья – получают возврат НДС или вовсе освобождены от его уплаты; а следовательно выравнивание их налоговой нагрузки должно происходить за счёт других видов налогов, прежде всего по КПН.

Если по налоговым поступлениям в прогнозе утверждён дальнейший рост по годам, то по неналоговым поступлениям, напротив, предусмотрено поэтапное снижение с 402 млрд. тенге в этом году до 291 млрд. тенге в 2024 году, т.е.на 38%.

Необходимо понимать, что наибольший удельный вес в структуре неналоговых поступлений приходится на дивиденды на государственные пакеты акций предприятий квазигоссектора.

Фракция «Акжол» ежегодно при утверждении трёхлетнего бюджета, подвергает жёсткой критике дивидендную политику, квазигоссектора. Согласно дивидендной политике даже самого Фонда «Самрук-Казына», размер ежегодно направляемых в бюджет дивидендов должны составлять 50% от прибыли системообразующих компаний. Однако, даже это требование не выполняется.

Демпартия «Ак жол» считает необходимым изымать в бюджет 100% чистой прибыли нацкомпаний, а финансирование Фондом новых проектов проводить через утверждение в Парламенте.

Такое поручение давалось Президентом К.Токаевым ещё в 2020 году, однако по факту Фонд тогда выплатил лишь 12% от чистого дохода. В текущем году сумма дивидендов государству опять-таки составляет лишь 10% чистого дохода сектора, и такой уровень заложен на все годы рассматриваемого бюджета.

Считаю нужным напомнить, что квазигоссектор составляет до 60% экономики. Поэтому без его доходов, Парламент видит лишь около половины реальных финансовых потоков, которые формируются за счёт государства. Остальными суммами Правительство и нацкомпании распоряжаются по своему усмотрению, вне стен Парламента и бюджетных процедур. И где же тогда «влиятельный Парламент» и «подотчётное Правительство»?

Такая бесконтрольность квазигоссектора имеет и дополнительный негативный результат, в виде неконкурентного давления на частное предпринимательство, которое физически неспособно конкурировать с государственными компаниями, их административным и нерачительными финансовыми ресурсами.

В результате квазигоссектор искусственно сдерживает развитие частной экономики и бизнеса, создаёт препоны в раскрытии потенциала конкурентного бизнес-сообщества.

Фактически, в стране сформировалась государственно-монополистическая экономика. И если говорить о справедливом Казахстане – то нужно начинать с сокращения вмешательства государства в рыночные отношения и сокращения объёмов квазигоссектора.

Тем более парадоксально, что имея в руках нераспределённые ресурсы квазигоссектора, госорганы с каждым годом всё глубже погружаются в долговые обязательства.

Так, в целях покрытия дефицита бюджета и на погашение ранее привлеченных займов планируется осуществить дополнительные заимствования в 2023 году на сумму 5,7 трлн. тенге, в том числе за счет внешнего заимствования.

Но и без того внешний долг Казахстана в текущем году вырос до 164 млрд. долларов США. В рассматриваемом бюджете наблюдается рост госдолга до 27,6% к ВВП в этом году и 29,4% к ВВП в 2023 году. Нагрузка на погашение и обслуживание Правительственного долга с учётом негосударственных займов по госгарантии по отношению к доходам бюджета только возрастает и значительно превышает допустимые лимиты (в 2023 году превышение лимита на 9,5%), в 2024 году на 9,9%), в 2025 году на 12,6%).

При этом по оценке Счётного комитета, причиной увеличения долга Правительства является неэффективное планирование и освоение займов, недостаточная проработка рисков и влияния на экономику инструментов заимствования.

Подтверждением этому служит неоднократное продление внешних займов МБРР по развитию автомобильных дорог «Восток-Запад», «Западная Европа-Западный Китай». Период реализации был установлен на 2013-2023 годы, но реальное освоение начато с 2019 года, по итогам 2021 года освоено 92,8 млрд. тенге из 1,068 млрд долл США, т.е. около 22%. Новый срок реализации продлён на 4 года. При этом нужно учитывать, что Казахстан оплачивает не только использованные суммы займа, но и ежегодную комиссию за резервирование, в размере от 0,25% всей суммы, а значит за 4 года продления дополнительная комиссия составляет более 10 млн долларов США, переплаченных из кармана налогоплательщиков только из-за нерасторопности чиновников.

И речь не только об одном этом проекте: из внешних займов Правительства, 11 реализуются с неоднократными продлениями сроков; ещё 7 займов были зарезервированы, а затем и вовсе аннулированы, с необоснованными потерями народных денег.

В этой связи напомню слова Маргарет Тэтчер: «Нет никаких государственных денег, есть деньги налогоплательщиков».

Фракция Демпартии «Ак жол» выражает надежду, что принятые наконец недавно изменения в Кодекс «Об административных правонарушениях», предусматривающие персональную ответственность за неосвоение государственного внешнего займа в установленные сроки начнут уже применяться к ответственным лицам и сломают указанную практику.

В этой связи, фракция «Ак жол» предлагает провести парламентские слушания по вопросам внешнего долга.

О расходной части бюджета. В целом, мы поддерживаем увеличение социальных расходов, связанных с выравниваем доходов уязвимых групп населения. В то же время,

несмотря на планируемое снижение трансфертов из НацФонда, ожидается несоблюдение ковенант по неснижаемому остатку Национального фонда в 30% к ВВП (25% и 29,1% ВВП в 2022 и 2023 годах) и по уровню ненефтяного дефицита (2023- 6,8% вместо 6,4%).

В Послании народу Казахстана, согласно поручению Президента, трансферты из Национального Фонда должны быть направлены исключительно на развитие критической инфраструктуры и проекты общестранового значения.

Тем не менее, некоторые крупные затраты вызывают вопросы. Так, в 2023 году запланирован целевой трансферт 183 млрд тг. на выплату компенсации по депозитам физических лиц, размещённых в банках второго уровня.

Эта мера важная, защищающая граждан с минимальными и небольшими накоплениями.

Но её сопутствующим эффектом обозначено сохранение тенговой ликвидности банков. Следовательно, её целесообразно было бы проводить с привлечением не Нацфонда, а средств Нацбанка и самих банков. Сколько ещё их будет спасать государство, а банкиры потом из этих денег выписывать себе миллиарды не заработанных дидивендов?  

В свете последних поручений по программе «Нацфонд детям», крайне важно пересмотреть использование средств Национального фонда на реализацию текущих мероприятий. Фракция «Ак жол» обращает внимание что в структуре расходов бюджета опять наблюдается снижение инвестиций и мер поддержки в реальной сектор экономики.

Если на 2022 год на эти цели было предусмотрено 2,7 трлн. тенге или 14,4% от общих расходов, то в 2023 году объём снижается почти вдвое - до 1,6 трлн. тенге или до 7,9% к общей структуре расходов. В два-два с половиной раза снижается поддержка промышленности (с 467 до 181 млрд. тенге) и сельского хозяйства (с 748 до 431 млрд тенге). Но даже эти средства акиматы на местах нередко перенаправляют на латание социальных дыр. А предложение депутатов закрепить выделенные средства за соответствующими секторами экономики, и прежде всего – за сельским хозяйством – не было поддержано Правительством.

Получается, Правительство намерено всё больше финансировать безвозвратные траты, тогда как инвестиции, которые бы воспроизводили и расширяли доходы бюджета – напротив, сокращаются.

Это называется – тратить не только больше, чем зарабатываешь в данный момент, но даже больше, чем планируешь зарабатывать в будущем.

Уважаемые коллеги, мы принимаем предложенный бюджет, исходя из увеличения финансирования социальных программ, инициированных Президентом для роста качества жизни и более справедливого распределения национального дохода между всеми слоями общества. Как видим, это процесс крайне сложный и даже болезненный, и здесь нам нужно поддержать общую направленность бюджета. В то же время, снова и снова обращаем внимание правительства на указанные пробелы управления народными деньгами.

Благодарю за внимание.