07
Октября

Выступление А.Перуашева на выездном заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса, МЦПС «Хоргос», Панфиловский р-н Алматинской обл.

 
7 октября 2016 г.
 
Уважаемые коллеги.
Прежде всего, как человек, работавший в 1991-92 г.г. в Панфиловском районе, хочу поблагодарить руководство страны и компанию КТЖ за сам факт проведения железной дороги на Китай через этот район.
Панфиловский район – самый густонаселённый в талдыкорганском регионе, здесь проживает около 150 тысяч граждан. И то, что в советское время он оставался без железнодорожного сообщения, сдерживало экономический потенциал, оставляло население на обочине развития всей страны.
Важность железной дороги мы понимали и тогда, 25 лет назад. Но это были только несбыточные мечты, которые упирались в хребты Заилийского и ДжунгарскогоАлатау. Мы были вынуждены ездить в Алма-Ату по 5-6 часов через ущелье Кокпек, а когда кокпекскую дорогу смыло селем – два года добирались через перевал Алтын-Эмель, ещё на 2 часа дольше. В то время транспортная изолированность этого региона ощущалась особенно остро.
Но сегодня казавшееся невозможным стало реальностью. Я, как и многие люди, работающие и живущие здесь, искренне рад этому. Сотни жаркентцев получили работу на КТЖ и связанных с ним объектах. Благодаря решению акима области Амандыка Баталова в районе построены два зернохранилища кукурузы, производственная мощность крахмало-паточного завода увеличена с 15 до 65 тысяч тонн. Одновременно возрос спрос на кукурузу и продукцию её переработки со стороны КНР. В результате, стоимость кукурузного зерна выросла с 20 до 42 тенге за килограмм. И если ещё два года назад хозяйства не знали, что им делать с собранным урожаем, разорялись и сокращали посевные площади, то сегодня в Жаркенте настоящий бум сельского хозяйства, которое стало выгодным и перспективным.
Пользуясь тем, что Амандык Габбасович сегодня с нами, выражаю ему огромную признательность за заботу не только об областном центре Алматинской области - городе Талдыкоргане, но и о дальних районах, каковым является Жаркент. Всё это – результат программы инфраструктурного развития «Нурлы жол», и мы с вами видим её практические результаты.
 
Что касается темы нашего обсуждения – работы Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос», то тут дела обстоят не так радужно, и в июле т.г. «Ак жол» уже обращался в Минфин с требованием принять меры для урегулирования проблем.
Прежде всего, касательно текущего состояния строительства объектов МЦПС. Мы сейчас были с вами на той площадке. И что увидели? С китайской стороны – современный, живущий полной жизнью город, с высотными отелями, офисами, банками, промышленными предприятиями. А с нашей стороны – пустые участки. И павильон с макетами будущего города, из пенопласта.
И Казахстан, и Китай начинали свои проекты на пустом месте, в одно время, 11 лет назад. И вот, через 11 лет у них – реальный, живой город, а у нас – пенопластовые игрушечные домики. Мне просто стало стыдно.
Я даже не стал слушать презентацию менеджеров нашего МЦПС, этот «сказочный» город будущего, который сегодня скорее город сказочников. Не знаю как вы, коллеги, но я возмущен тем, что увидел. И считаю нужным поставить вопрос об ответственности тех, кто все эти годы морочит голову и руководству страны, и простым гражданам сказками про МЦПС.
До сих пор в индустриальной зоне остаются невостребованными 81% участков. Нам докладывают, что «бизнес пассивен», никто не хочет сюда идти.
Да кто пойдёт-то, если за право инвестировать в МЦПС с бизнесменов вымогают миллионы долларов? То-есть, хочешь потратить свои деньги – сначала дай взятку начальству. И ещё какую взятку! Чего же теперь удивляться, что так мало желающих сюда инвестировать?
 
Следующий момент: селезащитные сооружения. Действительно, выбор места расположения МЦПС в русле реки Хоргос связан с рисками селей, которые уже дважды смывали возведённые объекты. И предложения Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД о возведении сети сооружений, включая усиленную плотину – на первый взгляд выглядят обоснованно.
Но у меня есть определённые сомнения. Во-первых, в эффективности такой защиты, а во-вторых - в её стоимости. Дело в том, что последнее время, в связи с глобальными изменениями климата, природа всё чаще демонстрирует неспособность человеческих усилий предотвратить стихийные бедствия. Исходя из этого, любое, даже самое мощное сооружение, возведённое человеческими руками, не сможет гарантировать 100%-ную защиту от природной катастрофы.
Понимать это и продолжать возводить МЦПС на участке, подверженном такому риску – на мой взгляд, не совсем оправданно. Тем более, когда этот риск очевиден. Не случайно, по некоторым данным, китайская сторона планирует возведение своей части селезащитной плотины гораздо мощнее и дороже казахстанской, при том, что китайская половина МЦПС находится вне русла и на 3 метра выше уровня реки Хоргос.
Полагаю, что материальные, финансовые и репутационные риски для Казахстана даже при тысячной доле вероятности обрушения селя на МЦПС, перевешивают все возможные выгоды от его строительства на нынешнем месте. В этом смысле, как бы это кощунственно ни звучало, возможно, даже хорошо, что наша часть МЦПС всё ещё находится в зачаточном состоянии и ещё не прошла «точку невозврата».
В пользу пересмотра места расположения МЦПС говорят и финансовые расчёты: так, на возведение указанной плотины, по представленным расчётам, потребуется 55 млрд.тг. Это на 9,2 млрд превышает сумму всех бюджетных затрат на строительство самого МЦПС (45,8 млрд.тг)! Получается, только один объект из инфраструктуры безопасности дороже самого защищаемого объекта на 120%! Где это видано? И даже при таких затратах нет 100%-ной гарантии безопасности МЦПС и сохранности вложенных в него нынешних и будущих инвестиций. Может быть, есть смысл изучить вопрос об альтернативной площадке МЦПС, например, арендуемой у китайской стороны?
Думаю, что данный вопрос нуждается в самом тщательном рассмотрении.
 
Теперь о проблемах с таможенным переходом. Масса предпринимателей терпит убытки из-за неопределенности правового статуса МЦПС. В талдыкорганской «Желтой газете» (№ 13 от 24 июня 2016 года), говорилось, как сотни грузовиков с товаром не смогли пройти таможенное оформление в МЦПС и понесли ущерб. Выяснилось, что запрет на перемещение через границу вызван тем, что не разработан единый правой акт, регламентирующий деятельность МЦПС «Хоргос» - а ведь это один из крупнейших проектов, созданный по инициативе Глав государств РК и КНР.
Предпринимателям приходилось в течение трех лет платить за каждый завоз товара по 200 евро, из-за того, что проверяющие органы не знали какое законодательство РК применить в этом случае. При этом, они выступали одновременно в роли грузоотправителя и грузополучателя, то есть помимо расходов за груз, еще платили 60 евро за инвойс. После трех лет существования этой схемы прохождения товара, было объявлено о переходе на экспорт - ЭК 10 (в соответствии со статей 213 ТК ТС товары помещают под таможенную процедуру экспорта при соблюдении условия уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин). Теперь за переход через казахстанскую границу предприниматели стали дополнительно платить за каждую автомашину по 35 тысяч тенге.
 
В конце мая 2015 года после ликвидации торгово-экспериментальной площадки, предпринимателей фактически вынудили заключить контракты с китайскими партнерами на получение товара и реализацию казахстанской продукции в их торговых домах. Необходимо отметить, что договоры аренды помещений составляют порядка 225 тысяч тенге в месяц, плюс залог — 1,5 млн. тенге, как этого требует каждый китайский бизнесмен.
Между тем, казахстанские производители никак не могут сюда пробиться напрямую. Нам сейчас докладывали, что казахстанские сигареты, водку, конфеты - китайские покупатели просто сметают с прилавков. А отечественным табачным компаниям невозможно организованно зайти на МЦПС из-за демпинга кыргызского контрафакта, который завозят непонятные перекупщики. Казахстан производит сигареты, это вредная продукция; но раз так – давайте больше отправлять на экспорт, пусть хоть будет польза бюджету. Почему мы свою площадку отдали спекулянтам чужим контрафактом?
А вот выдержка из письма предпринимателя: «Чтобы загнать одну грузовую машину с продуктами питания в МЦПС (торговый дом Самрук), как минимум стоит 1 млн.тенге, и еще мы должны им давать деньги как минимум 500 тыс.тг за фуру».
Всё это – и перекупщики, и контрафакт, и поборы с продавцов – один большой коррупционный узел.
 
С 8 июня 2016 года большегрузные автомашины с товаром не могут пройти и через контрольно-пропускной пункт таможенного поста «Алтынколь».
Руководство таможенного поста «Алтынколь» Департамента госдоходов по Алматинской области также ответило, что до определения статуса таможенное оформление товаров и транспортных средств на контрольно-пропускном пункте «СЭЗ Хоргос – Восточные ворота» таможенного поста «Алтынколь» будет приостановлено.
Согласно официальному ответу Комитета госдоходов, в настоящее время на площадке МНЭ разрабатывается законопроект «Об особой экономической зоне МЦПС «Хоргос», ведется работа по проблемным вопросам. И что до принятия указанного законопроекта все таможенные операции по экспорту/импорту надо совершать на КПП «Жаркент».
Уважаемый МинЭк! Решение о создании МЦПС появилось не вчера, а больше 10-ти лет назад. Плохо ли, хорошо ли – его структуры создаются и функционируют. Да, здания строим по 10 лет. Но бумажки-то, приказы и законопроекты можно же было за это время подготовить?
 
Кстати, какие-то документы всё же принимаются, но они почему-то опять бьют по людям. Сегодня нас возили по территории МЦПС на микроавтобусах, тех самых, которыми пользуются все посетители МЦПС. Обратили ли наши коллеги на две надписи около водителей автобусов? Первая гласит: «Багаж размером более 60Х40Х20 см к перевозке не принимается, сдавать через «Казпочту».
Вторая: «Казпочта» работает с 9.00 до 15.30».
Вы думаете, туристы со всего Казахстана или даже мира, будут приезжать в Хоргос ради покупки размером 60Х40Х20 см? Или это специально сделано, чтобы они не приезжали?
Хорошо, допустим, они сдали свои покупки «Казпочте», которая доставляет их на казахскую сторону таможни. Раз уж турист приехал в Хоргос, например, из Алматы, вряд ли он будет торопиться уйти, а пробудет там до вечера. Кстати, таможенный переход работает до 18 ч., а фактически – до последнего посетителя.
А вот «Казпочта» закрывается в 15.30! Мы что, специально торопим людей побыстрей покинуть МЦПС? А зачем им тогда вообще тащиться сюда за сотни километров?
Я уверен, что руководство «Казпочты» отработало бы этот вопрос с пограничниками и таможней, продлило бы работу своего отделения, если бы менеджмент МЦПС просто поставил такую задачу. Но, видимо, МЦПС не интересуют посетители и туристы, в каких условиях они проходят таможню, как приобретают и вывозят покупки. Хотя именно это составляет привлекательность и доходность МЦПС.
 
Другой документ - Приказ Министра финансов РК от 31 марта 2015 года «Об установлении критериев отнесения товаров для личного пользования», которым регулируется беспошлинный ввоз. По этому приказу установлены и вес (50 кг), и цена (не более 1500 евро), периодичность (один раз в месяц); а главное – принцип «неоднородности». То-есть, если вы везете две пары носок, или три рубашки – это уже нарушение, за них надо платить пошлину. А значит, таможенники обязаны выворачивать чужие чемоданы и ковыряться в чужом белье…
Думаю, что было бы достаточным сохранить требования общей цены и периодичности, а что касается требований прозрачности – то достаточно предъявлять фискальные чеки.
Относительно ссылок таможенных органов на невозможность отделить в потоке посетителей обычных граждан и профессиональных «несунов», организованно перетаскивающих товары под видом разовых туристов, то эта проблема решается применением системы управления рисками (СУР). Для лиц, имеющих нарушения таможенных процедур за отчётный период, должен устанавливаться т.н. «красный коридор» контроля с полным прохождением проверки. Для лиц, не имеющих таких нарушений – «зелёный коридор», с контролем методом случайного выбора, по заданной периодичности проверки – скажем, каждого 20-го, 50-го или даже 100-го посетителя. Кстати, решение о переходе системы контроля на СУРы давно принято правительством, и все госорганы, включая таможню, давно отчитались о её внедрении.
Я изложил только самые очевидные выводы из нашей поездки. Надеюсь, этот разговор продолжить в Астане, уже опираясь на полученные данные и личные впечатления от увиденного.
Спасибо за внимание.