Выступление А.Перуашева по Отчету Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год
Пленарное заседание Мажилиса, 7 июня 2016 г.
Уважаемые коллеги, позвольте озвучить позицию фракции 'Ак жол' по рассматриваемому документу.
Как известно, падение мировых цен на нефть и металлы предопределило снижение темпов роста ВВП, которые всё же сохранили положительную динамику в так называемом 'реальном' выражении на 1,2%.
В то же время, в долларах США, ВВП сократился почти на 44%.
Очень важно, что уровень безработицы сохранился на уровне 5%, зафиксирован рост денежных доходов населения, успешно выполняются социальные обязательства государства.
Однако, данные позитивные тенденции были достигнуты в рамках четырехкратного (!) уточнения прогноза.
И, тем не менее, проведённые корректировки не предотвратили значительных расхождений ряда макропоказателей бюджета.
Так, по оценке Счетного Комитета, ВВП в номинальном выражении сложился ниже планового значения ноябрьской корректировки на 823 млрд.тг., хотя среднегодовая мировая цена на нефть (марки Brend) в 2015 г. превысила ожидавшиеся 50 долл. США и составила 52,4 долл.
Налицо парадоксальная ситуация, когда снижение роста ВВП происходит даже несмотря на более высокие, чем ожидалось, цены на нефть.
Мы много и справедливо критикуем нашу зависимость от нефти, но получается, что снижение эффективности казахстанской экономики происходит как при негативной, так и при позитивной ситуации на мировых рынках.
Получается как в поговоре 'Торғайды таспен ұрсаң да - торғай өледі, тасты торғаймен ұрсаң да -торғай өледі'.
В этой связи вполне справедливым видится вывод Счетного комитета о том, что причиной расхождения является недостаточный анализ факторов при разработке прогноза.
Так, на вопрос депутатов нашей фракции (в ходе презентации отчёта) о причинах падения физического объема добычи угля, металлических руд и производства в машиностроении, обоснованный ответ был дан только по поводу угля (где сокращение вызвано снижением его потребления в связи с теплыми погодными условиями).
А по динамике железной руды и машиностроения ответ вообще не был представлен.
Считаем, что данные, представляемые в Отчете, должны не ограничиваться простой констатацией фактов, а обязаны содержать критический анализ причин сложившихся тенденций. Иначе невозможно оценить, в какой степени ситуация является объективной, а в какой она вызвана недоработками министерств и ведомств.
В Отчете Счетного комитета зафиксировано:
- продолжающееся снижение доли перерабатывающих отраслей в структуре ВВП до 9,9% в 2015 г. (по сравнению с 10,4-10,8% в 2010-2013гг.);
- снижение экспорта на 42% и импорта на 27%, а также формирование отрицательного сальдо счета текущих платежей баланса в размере -5,8 млрд. долл. США;
- увеличение внешнего государственного долга страны за последние 3 года в 5 раз.
Всё это говорит о крайней необходимости обеспечить опережающее развитие не-сырьевого сектора. В то же время, несмотря на все меры поддержки БВУ и привязку значительной доли мер господдержки бизнеса к банковским же инструментам, в структуре инвестиций в основной капитал предприятий, преобладающая доля приходится на собственные средства (62%), бюджетные инвестиции (19%) и только 6,4% кредитуется банками.
Очевидно, что попытки оживить этот бизнес только посредством льготирования и финансирования банков недостаточны и односторонни.
Их необходимо дополнить стимулами не только банковского, но и шире - экономического регулирования, которые были бы в состоянии поддержать реальный сектор. В качестве таковых можно предложить:
- предоставить банкам право исключать из обязательных провизий средства, направляемые на кредитование проектов обрабатывающей промышленности в рамках программы индустриализации;
- переориентировать программу дотирования процентной ставки по кредитам только на реальный сектор экономики;
- воссоздать систему стимулов финансового лизинга для модернизации и технического перевооружения предприятий;
- внедрить шаги по фискальному стимулированию производства, такие как налоговое кредитование и каникулы, снижение таможенных ставок на ввозимые сырьё и материалы и т.д..
В условиях замедления экономического роста особую актуальность приобретает финансовая дисциплина. Однако данные Счетного комитета свидетельствует о многочисленных проблемах в этой сфере.
Так, несмотря на 3-х кратное увеличение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора (с 165 млрд.тг в 2013 г. до 478,8 млрд.тг в 2014 г.), их чистый доход сократился обратно-пропорционально на 34% по итогам 2014 г.
То есть, в ответ на полученные от государства в 2013-14 г.г. 700 млрд.тенге, в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние 3 года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раз меньше - 85,1 млрд.тг. Какая-то странная арифметика получается, причём в ущерб интересам государства.
При этом обнаруживаются примеры извлечения сомнительной прибыли госпредприятий путём сокрытия части доходов.
Так, по результатам аудита в распоряжении РГП «Госэкспертиза» после уплаты части чистого дохода, оставались средства, превышающие размер отчислений почти в три раза.
На эти деньги в сумме 2 млрд.тенге были открыты срочные банковские вклады, сумма вознаграждений по которым составила 243 млн.тг.
Чьи это деньги, если не государственные? И почему ими так самовольно распоряжаются менеджеры госкомпаний?
По результатам проверки в АО «НК КазМунайГаз» выявлены завышение так называемых 'прочих распределений' Фонду «Самрук-Казына» в размере 27 млрд.тг. Выходит, на эту сумму занижалась бы чистая прибыль компании, платежи по налогам в бюджет и дивиденды государству?
Кроме того, по итогам проверки Правлением Фонда сам размер дивидендов был скорректирован с 76 млрд.тг до 83 млрд.тг., т.е. порядка 7 млрд планировалось направить на другие цели, в ущерб интересам акционера, которым в конечном счёте является государство.
А в это же время для наполнения бюджета фискальные органы изобретают всё новые способы – такие, как признание недействительной регистрации предприятий-контрпартнёров или снятие с постановки на учёт по налогообложению – чтобы доначислить налоги на добросовестной работающий бизнес.
Фракция «Ак жол» неоднократно подчёркивала, что невозможно наполнить бюджет, если не контролировать не только вход, но и выходы из него. А с последним явно есть проблемы.
По бюджетной программе «Увеличение уставного капитала Фонда «Самрук-Казына» не завершено строительство 68 объектов инфраструктуры СЭЗ 'Хоргос-Восточные ворота', а работы по строительству объектов СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» выполнены только на 3,5%.
Нас сейчас руководство ФНБ «Самрук-Казына» заверяет, будто всё нормально, однако почему-то больше верится данным Счётного комитета.
По состоянию на 1.01.2016г. на контрольных счетах только 26 субъектов квазигосударственного сектора образовались остатки на общую сумму 132 млрд.тг, выделенные на формирование и увеличение уставного капитала.
Всё это говорит о масштабах подобных тенденций и низкой финансовой дисциплине госпредприятий.
Между тем Кодекс об административных нарушениях не предусматривает ответственность за неэффективное расходование выделенных средств предприятиям квазигоссектора. Максимум что грозит при таких 'шалостях' на сотни миллиардов - это дисциплинарное наказание, например выговор.
Законодательством не предусмотрена и ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм по административным расходам, так сказать, 'на себя'. Здесь у них руки вообще развязаны.
На наш взгляд, это еще раз подтверждает необходимость разработки законов, регламентирующих данные процессы и устанавливающие меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством, на чём постоянно настаивает фракция партии 'Ак жол'.
Более того, считаем небезосновательным вопрос о том, насколько необходимы ежегодные вливания из бюджета в уставной капитал нацкомпаний и госпредприятий, если отдача от них для государства только снижается?
По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли.
И далеко не случайно Президент требует приватизации госпредприятий, чтобы сократить госрасходы на их содержание и повысить рыночную составляющую в их работе.
Партия 'Ак жол' решительно поддерживает это требование и настаивает на его неукоснительном исполнении.
Не меньше проблем по исполнению бюджетных программ в 2015 г. наблюдалось и в госорганах. Например, по итогам реализации программы «Информационный Казахстан – 2020» сумма выявленных финансовых нарушений составила 145 млрд.тг.
По программе «Содействие развитию местного содержания» конечные результаты не достигнуты. Более того, произошло снижение казахстанского содержания в госзакупках на 8%.
Позволю себе напомнить, что осенью прошлого года, когда по из закона 'О государственных закупках' убирались сами понятия Казахстанского содержания и Отечественного производителя, фракция 'Ак жол' 11 ноября 2015 г. на пленарном заседании Мажилиса 9 раз голосовала ПРОТИВ такого решения.
Чему теперь удивляться?
Далее. В Пояснительной записке к Отчету Правительства об исполнении бюджета говорится, что в рамках 5 институциональных реформ были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, направленные на введение ответственности первых руководителей государственных органов и руководителей бюджетных программ за недостижение прямых и конечных результатов.
Примеров, когда результаты бюджетных программ остались не достигнутыми, сегодня приводилось немало.
И как реализовано требование об ответственности первых руководителей?
По итогам мониторинга освоения бюджетных средств к ответственности по центральным государственным органам привлечено 24 чел, из которых к дисциплинарной ответственности привлечен 1 чел., все остальные получили выговоры, замечания и т.п..
В местных исполнительных органов наказано 29 чел., в т.ч. освобождены от занимаемой должности 3 чел., остальным также объявлены выговоры и замечания.
При этом обратите внимание, кого наказывают - в Министерстве инвестиций – наказали руководителя управления Департамента и исполняющую обязанности эксперта. В Министерстве здравоохранения - начальника технико-эксплуатационного отдела медицинского университета г.Семей и т.д. и т.п.
А где же первые руководители, о которых говорилось в Пояснительной записке? Почему опять госорганы ищут стрелочников? Разве эксперт или начальник техотдела провинциального вуза виновны в срыве госпрограмм или неэффективном использовании миллиардов и миллиардов тенге?
Уважаемые коллеги,
Мы лишь обозначили болевые точки рассматриваемого документа. Надеемся, что ответственные госорганы найдут желание и возможность выработать более подробные детальные подходы по их исправлению.
На основании изложенного, демократическая фракция 'Ак жол' полагает необходимым:
1.Обеспечить рациональное исполнение расходной части бюджета и соблюдение финансовой дисциплины, что позволило бы стране избежать потребности новых внешних займов в текущем году в таких гигантских объемах, как например 1 млрд. долл. США.
2.Ввести не на словах, а на деле практику возложения персональной ответственности за нарушения при освоении бюджетных средств и срыв показателей госпрограмм на первых руководителей соответствующих госорганов и государственных предприятий
3.Включать в ежегодные Отчеты Правительства по исполнению бюджета конкретные показатели, характеризующие влияние инвестиционных программ на рост доходной части бюджета.
4.Принять меры по восстановлению законодательного регулирования казахстанского содержания и защиты интересов казахстанских производителей в системе государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора.
Спасибо за внимание.