Тезисы выступления приводятся ниже:
Уважаемые коллеги!
29 октября казахстанское бизнес-сообщество впервые отметило свой профессиональный праздник – День предпринимателей.
В этот день 2015 года был принят Предпринимательский кодекс - документ, который призван стать юридическим фундаментом отечественного бизнеса.
В этом зале находятся люди, внесшие серьезный вклад в продвижение и принятие Кодекса - такие как Берик Имашев, Зауреш Баймолдина - от имени Демократической партии «Ак жол» поздравляю вас с этой датой.
Нужно отметить, что этот кодекс стал результатом эволюции отрасли предпринимательского права, выросшей и отпочковавшейся из гражданского и административного права.
Первый на пост-советском пространстве закон «О защите и поддержке частного предпринимательства» появился еще 4 июля 1992 г.
Наше поколение помнит, что до обретения Независимости и перехода к рыночной экономике, предпринимателей называли «спекулянтами», «фарцовщиками», «цеховиками».
Еще в конце 80-х и первых 90-х годах в бывшем СССР, люди, которые зарабатывали, опираясь на собственную инициативу, нередко осуждались на длительные сроки. Были и расстрельные приговоры за особо крупные доходы, даже если они создавались собственной предприимчивостью.
Поэтому революционное значение первого закона заключалось в самом признании предпринимательства, как социально-экономического явления, выполняющего важные позитивные функции в экономике и обществе.
В годы, когда закрывались сотни государственных заводов и учреждений, Казахстан первым понял и оценил значение тех энтузиастов, кто не сдался потрясениям, брал судьбу своей семьи в собственные руки, давал работу другим и к тому же пополнял бюджет государства.
Более того, уже тот закон вводил ответственность за препятствование законному предпринимательству
В 2005 г. был принят Закон «О частном предпринимательстве» - закрепивший право объединений бизнеса на экспертизу законопроектов, а также на конкретные виды государственной поддержки, на защиту от избыточного административного давления через обязательную регистрацию (т.е. санкционирование) проверок в органах прокуратуры
Однако в дальнейшем именно норма о защите от необоснованных проверок была выхолощена «исключениями» практически для всех госорганов.
Кроме того, различные меры регулирования и ограничения бизнеса были разбросаны в сотнях других законах, эти нормы нередко противоречили закону «О частном предпринимательстве», т.к. продвигались отраслевыми госорганами, которые преследовали ведомственные интересы.
Поэтому уже в 2008 г. нашей командой (тогда в составе Союза «Атамекен») было выдвинуто требование о кодификации законодательства о бизнесе.
Сначала Правительство воспротивилось этой инициативе, и несколько лет ушло только на то, чтобы убедить чиновников в необходимости систематизации норм, регулирующих деятельность предпринимателей (которые были разбросаны по разным законам) в одном документе.
Только в 2011 г. Минюст предложил первый вариант Предпринимательского кодекса, который был нами раскритикован за перенос акцентов: вместо защиты бизнеса, это был свод запретов.
В дальнейшем, госорганы также периодически пытались заблокировать идею такого кодекса, с чем мы постоянно спорили, например, в ходе научно-практической конференции Минюста «Систематизация законодательства в сфере предпринимательства» в 2012 г. (https://www.inform.kz/ru/my-do-sih-por-oshibochno-otricaem-samu-neobhodimost-suschestvovaniya-predprinimatel-skogo-kodeksa-azat-peruashev_a2496453?utm_source=chatgpt.com).
В частности, некоторые оппоненты ссылались на отсутствие специализированных предпринимательских кодексов и отрасли предпринимательского права в международной практике. Однако такие утверждения ошибочны.
Во Франции действует Коммерческий кодекс (Code de commerce), включающий нормы о компаниях, договорах, конкуренции, несостоятельности и оздоровлении, коммерческом арбитраже и суде.
Торговый кодекс, или уложение (Handels gesetz buch) работает в Германии, регулирует виды сделок, типы предприятий, отчётность, защиту конкуренции и т.д.
В Турции Коммерческий кодекс (Turk Ticaret Kanunu) регулирует аналогичные вопросы. В этих странах коммерческое (предпринимательское) право выросло и отпочковалось из гражданского права, в силу специфики коммерческих отношений и особенно – отношений между бизнесом и государством.
Аналогичные подходы получили распространение и в пост-советских странах – Хозяйственный кодекс в Украине, Хозяйственно-процессуальный кодекс в Беларуси, в Узбекистане в прошлом году принят Кодекс предпринимательской деятельности и т.д.
Поэтому ссылки некоторых оппонентов о необоснованности предпринимательского права показывают непонимание рыночных реалий и той созидательной роли, которую играет бизнес в современном обществе.
Мы признательны коллегам в Правительстве и Министерстве юстиции, что общими усилиями 10 лет назад нам удалось преодолеть ретроградство в этом вопросе и сделать важный шаг вперёд.
В декабре 2014 г. третий вариант Кодекса поступил в Мажилис, где к тому времени уже работала фракция Демпартии «Ак жол».
Мне довелось возглавить рабочую группу над этим законопроектом. После бурных обсуждений и споров бизнеса с госорганами, документ был переработан на 70%.
Тем самым создана новая отрасль права – предпринимательское право. Появилось понятие презумпции невиновности бизнесмена. Сомнения в претензиях госорганов, либо неурегулированность конкретных ситуаций в законодательстве должны толковаться в пользу предпринимателя.
Ранее во всех отношениях с проверяющими органами он по умолчанию считался виновным.
А в случае выявления противоречия между нормами Предпринимательского кодекса и других документов применяются нормы данного кодекса (https://akzhol.kz/ru/blog/migrated_3084?utm_source=chatgpt.com).
Большой вклад в его инициирование, разработку и принятие внесли наши коллеги из Демпартии «Ак жол», бизнес-ассоциаций, НПП «Атамекен» и многие депутаты Парламента.
Мы поддержали позитивные подходы Правительства, и постарались устранить избыточные административные барьеры. Проект был фактически переписан: внесено около 1,5 тысяч поправок, что показывает глубину переработки правительственного варианта (https://akzhol.kz/ru/blog/migrated_5564?utm_source=chatgpt.com).
Как уже отмечалось, ключевой нормой кодекса стала презумпция добросовестности предпринимателя: госорганы обязаны исходить из достоверности отчётности бизнеса, пока не доказано обратное.
Не менее значимой новацией стало распространение мер поддержки не только на малые (по прежнему закону), но и на средние предприятия и многие другие новеллы.
Предпринимательский кодекс стал новой правовой философией, он объединил и систематизировал правовую базу бизнеса.
В нём нашли отражение:
1) Общие принципы предпринимательской деятельности - свобода, добросовестность, равенство субъектов перед законом.
2) Гарантии защиты прав бизнеса от произвола государственных органов.
3) Порядок государственного регулирования и контроля.
4) Нормы о конкуренции и антимонопольной политике.
5) Меры государственной поддержки, включая механизмы субсидирования, грантов, преференций и т.д.
Впервые в законодательстве появился раздел, определяющий партнёрство государства и бизнеса как равноправных сторон.
Эта новелла опирается на ст.6 Конституции о равенстве государственной и частной собственности.
Можно и нужно констатировать, что Предпринимательский кодекс сыграл крайне важную роль в экономической политике государства, создании условий для мобилизации делового потенциала и формировании рыночного менталитета в обществе, преодолении иждивенческой психологии.
Доля МСБ в ВВП за эти годы выросла с 25 до 40%, что крайне существенно для ухода от сырьевой экономики и перехода к сервисной модели.
Да, при этом в производственной деятельности заняты менее 6% субъектов МСБ, что отражает существенную диспропорцию и вызов для экономики.
Однако малый бизнес (а это подавляющее большинство субъектов бизнеса) традиционно занят преимущественно в торговле и сфере услуг, а также в креативном секторе.
Кроме того, основной задачей МСБ является именно создание рабочих мест и вовлечение населения в перераспределение национального дохода. Если в 2015 г доля занятых в МСБ составляла 37% от всех работающих граждан, то в 2025 – уже 45%.

Тем не менее, проблемы в развитии бизнеса и стимулировании частной инициативы сохраняются.
Они связаны в том числе и перекосами в структуре самого МСБ, и со стремлением госорганов обходить требования Предпринимательского кодекса.
Буквально на днях фракции «Ак жол» удалось настоять на отмене очередного предложения ввести исключение в Кодекс в рамках другого законопроекта. И такие попытки происходят регулярно.
Как отметил президент К.Токаев, в 21 кодексе и более 300 законах вновь накопились нормы, противоречащие Предпринимательскому законодательству, которые тормозят развитие бизнеса.
Поэтому он поручил «заниматься адаптацией законодательства к нуждам предпринимателей.
Требуется ускорить внедрение Реестра обязательных требований с дополнительной ревизией норм на соответствие Предпринимательскому кодексу.
Новый Налоговый кодекс должен не просто изменить нормы и процедуры, а сформировать новую ментальность… Государство будет защищать интересы добросовестных плательщиков» – цитата окончена.
По нашему мнению, например, явно противоречат Предпринимательскому кодексу нормы нового Налогового кодекса о конфиденциальных критериях управления рисками налогоплательщиков и о запрете отнесения на вычет с юрлицами сделок плательщиков СНР (В2В) – хотя бы потому, что Предпринимательский кодекс предписывает толковать все сомнения в пользу предпринимательства, а эти нормы, напротив, исходят из негативных предположений госорганов в отношении бизнеса.
Противоречащие бизнесу барьеры сохраняются в законодательстве о госзакупках и о Фонде «Самрук-Казына», которые противоречат и Указу Президента «О либерализации экономики».
В реализацию того Указа фракция «Ак жол» внесла поправку о запрете квазигоспредприятиям участвовать в госзакупках, если участвуют два и более частных предприятий. Парламент принял эту норму, Президент подписал, однако в подзаконном акте эта норма была искажена Правительством и нацкомпании и их «дочки» по-прежнему отбирают хлеб у предпринимателей, отпираясь на административные и финансовые возможности государства.
В Уголовном кодексе – сохраняется проблема толкования ОПГ, которую используют силовики для рейдерства и вымогательств. По таким обвинениям предпринимателей и их сотрудников, лишь на основании распределения официальных обязанностей, держать под арестом год-полтора, пока кто-то из них не даст «нужные» показания. Фракция «Ак жол» внесла поправку в УК о том, что должностные обязанности на предприятии не могут рассматриваться как признаки ОПГ, Парламент её принял, аналогичное решение вынес Конституционный суд. Но следственные органы и суды игнорируют эти решения, под предлогом необходимости нормативного постановления Верховного суда. Хотя статьи УК РК и постановления Конституционного суда носят характер прямого действия.
Во исполнение Послания – цитирую: «…государственные органы по-прежнему принимают максимально жесткие административные решения в отношении бизнеса вместо предупредительных мер. Это недопустимо», - фракция «Ак жол» разработала законопроект о запрете привлекать предпринимателей к ответственности без предупредительных мер и о снижении таких штрафов - документ официально внесен в комитет законодательства Мажилиса и направлен на заключение Правительства.
И таких примеров, когда нормы законов нужно приводить в соответствие Предпринимательскому кодексу, - немало, вплоть до законодательства о техническом регулировании и о единстве средств измерений.
Поэтому борьба продолжается. Согласно поручению Президента, Правительство должно в скором времени внести в Парламент законопроект о приведении требований законов в соответствии Предпринимательскому кодексу. Обязательно потребуются соответствующие уточнения и дополнения и в самом Кодексе. Наверняка будут и попытки ограничить Кодекс, урезать права предпринимателей. Фракция «Ак жол» примет самое действенное участие в этой борьбе на стороне МСБ.
Законотворчество – живой процесс, в котором каждая сторона – госорганы и бизнес - стремится отстоять свои подходы. Для нас приоритетом является свободное развитие и рост экономики, усиление роли массового предпринимательства, создание комфортного делового климата и привлекательных условий для инвестиций.
И Предпринимательский кодекс служит твёрдой опорой в защите рыночной экономики, как законного стремления граждан сделать свою жизнь успешной и прогрессивной.
Наша благодарность университету «Нархоз» за организацию данной конференции.