Премьер-Министру РК
О.Бектенову
В Демпартию «Ак
жол» поступают обращения от предпринимателей и бизнес-ассоциаций строительной
отрасли, выражающих несогласие с подходами Министерства финансов РК,
направленными на искусственное ограничение доступа к государственным закупкам.
Речь идет о готовящихся
изменениях в Правила формирования и ведения реестров, а также Правила
осуществления государственных закупок, которыми Минфин предлагает исключить из
оценки квалификации участников весь опыт, полученный в рамках частных проектов
и ГЧП – то есть, все, что не связано с бюджетом.
Фракция «Ак жол»
вынуждена согласиться с аргументами коллег, которые считают такие предложения
необоснованными и ущемляющими законные интересы строительной отрасли и
предпринимательского климата в целом.
Во-первых, такой
подход противоречит ст.6 Конституции РК, которая прямо утверждает, что в
Республике Казахстан признаётся и РАВНЫМ ОБРАЗОМ защищается государственная и
частная собственность.
Поэтому исключение
из квалификации компаний опыта, полученного при выполнении частных проектов
прямо противоречит Конституции.
Во-вторых, такое
требование создаёт условия для дискриминации в отношении тех компаний, которые
честно работают, инвестируют, строят негосударственные школы, частные клиники,
детские сады и пр.
Участники рынка
усматривают в этом решении инструмент для отсева от гос.тендеров «неудобных»
подрядчиков, которые более высоким качеством и меньшими ценами создают ненужную
конкуренцию приближенным исполнителям.
Они обоснованно
полагают, что для участия в госзакупках основными должны быть именно эти два
критерия: цена и качество.
По данным
Ассоциации застройщиков, в случае введения предложенных требований, с рынка
госзакупок будут «зачищены» до 60% инжиниринговых компаний и до 80%
строительно-монтажных организаций.
Разрабочики этих
изменений аргументируют свою инициативу обеспечением добросовестности закупок и
исключением фальсификаторов, которые приписывают себе опыт путём фальсификации
документов.
Однако в век
цифровизации как-то неудобно слышать, что госорганы работают на слепом доверии
бумажкам с синей печатью.
Эпоха комиссаров с
мятыми мандатами завершилась 100 лет назад.
Буквально вчера
Главой государства был подписан закон по вопросам определения страны
происхождения товаров, где вместо набивших оскомину сертификатов СТ-КЗ вводится
электронный Реестр ОТП, с соответствующими процедурами освоения технологических
операций и т.д.
Почему же Минфин,
вместо выявления и отсечения «халтурщиков», относит в их число всех участников
рынка, не имевших опыта работы с госструктурами?
Президентом
ставится системная задача по созданию и выращиванию бизнеса – из малого в
средний, из среднего – в крупный.
Откуда взяться
новым компаниям и как им расти, если их заведомо и безо всякой вины лишают
огромной, едва ли ни основной части рынка в лице госзакупок?
Да, подтверждение
добросовестности предприятий требует определённых усилий и квалификации от
уполномоченного органа, и организаторов закупок.
Но предложенное
решение как раз и говорит либо об отсутствии у них профессионализма, либо о
боязни «перетрудиться» разрабатывая внятные квалификационные требования, либо о
стремлении использовать данный повод для снижения конкуренции в отрасли.
Между тем, в
госорганах давно существуют различные инструменты объективной верификации
добросовестности субъектов бизнеса:
•
данные КГД по
контрактам и объемам выполненных работ;
•
данные по обороту
товаров и материально-технических ценностей по электронной базе
данных ЭСФ каждой компании;
•
электронные
депозитарии;
•
данные реестра
недвижимости, для подтверждения ввода объектов в эксплуатацию
•
государственные
цифровые системы e-license, e-qurylys и т.д.
Всем этим можно и
нужно пользоваться, а не дискриминировать их права в нарушение конституции.
Именно поэтому в
Парламенте регулярно поднимается вопрос о гармонизации различных информационных
систем госорганов, а Минцифры заявляет о наличии таких решений в лице платформ
eGov и Qaztech
Более того,
Агентство по защите и развитию конкуренции уже дало Минфину официальное
заключение, что эти поправки наносят ущерб конкуренции. И тем не менее –
Министерство продолжает гнуть свою линию.
Фракция «Ак жол»
считает такой подход не только неконституционным, но и подрывающим базовые
условия рыночной экономики. Это удар по бизнесу, по справедливой конкуренции, по-деловому
и инвестиционному климату.
В связи с
вышеизложенным, фракция Демократической партии «Ак жол» просит предоставить
следующую информацию:
1.
Что было принято
за основу при разработке указанных поправок?
2.
Какова доля
компаний, подтвердивших квалификацию, чей опыт основан на частных контрактах?
3.
Какие категории
компаний и виды деятельности пострадают в наибольшей степени при принятии
данных изменений?
4.
Каков
прогнозируемый уровень сокращения количества участников в сфере госзакупок по
видам работ и услуг (строительно-монтажные работы, проектирование, технический
надзор)?
5.
Обладают ли
оставшиеся на рынке компании достаточным производственным потенциалом для
выполнения всего объема государственных заказов без ущерба для сроков и
качества исполнения?
6.
Почему была
проигнорирована позиция АЗРК, не поддержавшего данные поправки? Планируется ли
пересмотр предложений с учетом заключения АЗРК?
7.
С учетом заявлений
о фальсификации частного опыта, почему не рассматривается возможность усиления
механизмов верификации опыта с использованием уже существующих государственных
систем цифровизации –КГД, реестра недвижимости, e-license, e-qurylys?
Фракция Демократической партии «Ак жол» просит отклонить норму об исключении из оценки квалификации участников опыта в рамках частных проектов и ГЧП из проекта вышеуказанных Правил реестров и госзакупок.
Также уведомляем,
что в случае принятия указанной нормы в приказе, Демпартия «Ак жол» обратится в
Конституционный суд по поводу её несоответствия ст.6 Конституции Республики.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
А. Перуашев
Д. Еспаева
Е. Барлыбаев
К. Иса
С. Ерубаев
Е. Бейсенбаев