22
Май

22.05.2025

“Ақ жол” пригрозил чиновникам, ущемлявшим права бизнеса, Конституционным судом

Премьер-Министру РК

 О.Бектенову

В Демпартию «Ак жол» поступают обращения от предпринимателей и бизнес-ассоциаций строительной отрасли, выражающих несогласие с подходами Министерства финансов РК, направленными на искусственное ограничение доступа к государственным закупкам.

Речь идет о готовящихся изменениях в Правила формирования и ведения реестров, а также Правила осуществления государственных закупок, которыми Минфин предлагает исключить из оценки квалификации участников весь опыт, полученный в рамках частных проектов и ГЧП – то есть, все, что не связано с бюджетом.

Фракция «Ак жол» вынуждена согласиться с аргументами коллег, которые считают такие предложения необоснованными и ущемляющими законные интересы строительной отрасли и предпринимательского климата в целом.

Во-первых, такой подход противоречит ст.6 Конституции РК, которая прямо утверждает, что в Республике Казахстан признаётся и РАВНЫМ ОБРАЗОМ защищается государственная и частная собственность.

Поэтому исключение из квалификации компаний опыта, полученного при выполнении частных проектов прямо противоречит Конституции.

Во-вторых, такое требование создаёт условия для дискриминации в отношении тех компаний, которые честно работают, инвестируют, строят негосударственные школы, частные клиники, детские сады и пр.

Участники рынка усматривают в этом решении инструмент для отсева от гос.тендеров «неудобных» подрядчиков, которые более высоким качеством и меньшими ценами создают ненужную конкуренцию приближенным исполнителям.

Они обоснованно полагают, что для участия в госзакупках основными должны быть именно эти два критерия: цена и качество.

По данным Ассоциации застройщиков, в случае введения предложенных требований, с рынка госзакупок будут «зачищены» до 60% инжиниринговых компаний и до 80% строительно-монтажных организаций.

Разрабочики этих изменений аргументируют свою инициативу обеспечением добросовестности закупок и исключением фальсификаторов, которые приписывают себе опыт путём фальсификации документов.

Однако в век цифровизации как-то неудобно слышать, что госорганы работают на слепом доверии бумажкам с синей печатью.

Эпоха комиссаров с мятыми мандатами завершилась 100 лет назад.

Буквально вчера Главой государства был подписан закон по вопросам определения страны происхождения товаров, где вместо набивших оскомину сертификатов СТ-КЗ вводится электронный Реестр ОТП, с соответствующими процедурами освоения технологических операций и т.д.

Почему же Минфин, вместо выявления и отсечения «халтурщиков», относит в их число всех участников рынка, не имевших опыта работы с госструктурами?

Президентом ставится системная задача по созданию и выращиванию бизнеса – из малого в средний, из среднего – в крупный.

Откуда взяться новым компаниям и как им расти, если их заведомо и безо всякой вины лишают огромной, едва ли ни основной части рынка в лице госзакупок?

Да, подтверждение добросовестности предприятий требует определённых усилий и квалификации от уполномоченного органа, и организаторов закупок.

Но предложенное решение как раз и говорит либо об отсутствии у них профессионализма, либо о боязни «перетрудиться» разрабатывая внятные квалификационные требования, либо о стремлении использовать данный повод для снижения конкуренции в отрасли.

Между тем, в госорганах давно существуют различные инструменты объективной верификации добросовестности субъектов бизнеса:

         данные КГД по контрактам и объемам выполненных работ;

         данные по обороту товаров и материально-технических ценностей по электронной базе данных ЭСФ каждой компании;

         электронные депозитарии;

         данные реестра недвижимости, для подтверждения ввода объектов в эксплуатацию

         государственные цифровые системы e-license, e-qurylys и т.д.

Всем этим можно и нужно пользоваться, а не дискриминировать их права в нарушение конституции.

Именно поэтому в Парламенте регулярно поднимается вопрос о гармонизации различных информационных систем госорганов, а Минцифры заявляет о наличии таких решений в лице платформ eGov и Qaztech

Более того, Агентство по защите и развитию конкуренции уже дало Минфину официальное заключение, что эти поправки наносят ущерб конкуренции. И тем не менее – Министерство продолжает гнуть свою линию.

Фракция «Ак жол» считает такой подход не только неконституционным, но и подрывающим базовые условия рыночной экономики. Это удар по бизнесу, по справедливой конкуренции, по-деловому и инвестиционному климату.

В связи с вышеизложенным, фракция Демократической партии «Ак жол» просит предоставить следующую информацию:

1.     Что было принято за основу при разработке указанных поправок?

2.     Какова доля компаний, подтвердивших квалификацию, чей опыт основан на частных контрактах?

3.     Какие категории компаний и виды деятельности пострадают в наибольшей степени при принятии данных изменений?

4.     Каков прогнозируемый уровень сокращения количества участников в сфере госзакупок по видам работ и услуг (строительно-монтажные работы, проектирование, технический надзор)?

5.     Обладают ли оставшиеся на рынке компании достаточным производственным потенциалом для выполнения всего объема государственных заказов без ущерба для сроков и качества исполнения?

6.     Почему была проигнорирована позиция АЗРК, не поддержавшего данные поправки? Планируется ли пересмотр предложений с учетом заключения АЗРК?

7.     С учетом заявлений о фальсификации частного опыта, почему не рассматривается возможность усиления механизмов верификации опыта с использованием уже существующих государственных систем цифровизации –КГД, реестра недвижимости, e-license, e-qurylys?

Фракция Демократической партии «Ак жол» просит отклонить норму об исключении из оценки квалификации участников опыта в рамках частных проектов и ГЧП из проекта вышеуказанных Правил реестров и госзакупок.

Также уведомляем, что в случае принятия указанной нормы в приказе, Демпартия «Ак жол» обратится в Конституционный суд по поводу её несоответствия ст.6 Конституции Республики.

 

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А. Перуашев

Д. Еспаева

Е. Барлыбаев

К. Иса

С. Ерубаев

Е. Бейсенбаев