11
Января

11.01.2023

«Ак жол» считает необходимым отменить СНТ и урегулировать порядок проведения пилотных проектов в новом Налоговом кодексе

Заместителю Премьер-Министра РК

Жамаубаеву Е.К

Поводом настоящего запроса послужило решение КГД МФ РК о продлении пилотного проекта по оформлению СНТ (сопроводительных накладных на товары) до 1 апреля 2023 года. В рамках пилотного проекта предусмотрено оформление СНТ при осуществлении экспортных и импортных операций во взаимной торговле со странами ЕАЭС.
          Данный проект был введен Приказом Министра финансов РК от 16 ноября 2020 года и за истекшие 2 года в него 6 раз вносились изменения и продлевались сроки завершения, тем не менее и в наступившем 2023 году пилот по СНТ вновь не завершен и опять продлен.

ДПК «Ак жол» неоднократно поднимала эту тему в своих депутатских запросах, поскольку за эти два года получила огромное количество жалоб от предпринимателей.
            Двухлетний пилот показал, что СНТ не решает основной задачи, для решения которой вводилась - прослеживаемость перемещения товаров, так как информационная система ИС ЭСФ, в которой ведется учет СНТ до сих пор не доработана и имеет ряд технических проблем, КГД постоянно меняет субъектов выписки СНТ. В результате сейчас СНТ оформляют только при ввозе из стран ЕАЭС по акцизам, что не дает полной картины перемещения товара.

При этом, СНТ практически дублирует данные ЭСФ (электронные счета фактуры). В Правилах по СНЬ (от 16.11.2020 года) не указано, какие именно данные СНТ позволят налоговым органам отслеживать перемещение товара. Вместе с тем эта конкретизация выявила бы несостоятельность пилота еще до его начала, поскольку к тому времени уже была запущена ЭСФ и было очевидно, что эти данные уже в ней содержатся.

Кроме того, ведение СНТ является очень затратным как для бизнеса, так и для бюджета. По данным НПП «Атамекен» на реализацию данного пилотного проекта потрачено уже более 1 млрд тенге бюджетных средств.

Для бизнеса ведение СНТ требует обновления учетной системы, программного обеспечения, вводит дополнительные формы налоговой отчетности (Ф328), что невозможно без привлечения дополнительных сотрудников по ведению этого учета. По данным отраслевых ассоциаций только в сфере подакцизных товаров затраты бизнеса на СНТ за 2 года составили более 170 млрд. тенге.

Далее, вместо того, чтобы проводить пилот (т.е. эксперимент) над ограниченным количеством добровольцев, пилотным проектом по СНТ в начале были охвачены практически все субъекты оборота, затем в течение 2 лет субъекты постоянно менялись, что привело к обоснованным жалобам предпринимателей, которые вынуждены были заниматься не своим бизнесом, а корректировками вводимой учетной системы.

Также считаем недопустимым отсутствие требований по ограничению срока пилота. На наш взгляд он должен быть не более 6 месяцев с правом продления при наличии оснований на срок не более 1 года, что сделает работу по реализации проекта более продуктивной и менее затратной. Иначе у налоговых органов орстаётся возможность «подгонять» пилоты под нужный результат, как говорится, «не мытьём, так катанием».

В целом, ситуация с СНТ выявила пробелы в методологии пилотных обследований вообще. Например, в ст. 68 НК РК должно быть условие о правах участников пилота, основным из которых должно быть право на возмещение возникающих затрат. Предприниматель не должен нести затраты, связанные с экспериментами чиновников.  

Наконец, результаты проекта должны определяться четкими критериями, методика определения которых должна быть также установлена нормативно. Резюме об эффективности пилотного проекта подлежат открытому обсуждению с бизнесом, которому и предстоит потом работать по новым правилам.

Несмотря на то, что СНТ более 2-х лет применяется в пилотном режиме в качестве эксперимента, в статье 176 Налогового Кодекса уже с 2019 года введена обязанность налогоплательщиков оформлять СНТ, а в КоАП также внесены штрафы за нарушение выписки СНТ от 100 до 600 тысяч тенге за каждую запятую.

Мы считаем, что вводить нормы в законы можно только после того, когда проект был признан удовлетворительным. А иначе получается, как в истории с маркировкой обуви или молочной продукции, которая привела к удорожанию товаров от 20 до 40 % и была отменена или отложена.

Сегодня разрабатывается новый Налоговый Кодекс, возможно, что будут появляться новые инструменты администрирования и поэтому необходимо законодательно зафиксировать требования к пилотным проектам.

На основании изложенного депутатская фракция ДПК «Ак жол» считает необходимым:

1. Отменить пилотный проект по оформлению СНТ, виртуального склада и актов выполненных работ как неэффективный и затратный

2. Поручить КГД МФ РК доработать ЭСФ как единственный электронный документ для полного отслеживания оборота товаров

3. Внести дополнения в ст. 68 НК РК о понятии пилотного проекта, задачах, конкретной цели пилота, бенефициарах, их правах и обязанностях, мероприятиях и сроках реализации пилота, эффективности проекта, критериях и методах ее определения.

4. Предусмотреть право участников пилотного проекта на возмещение затрат, связанных с их участием в проекте.

5. Ограничить срок реализации пилотного проекта до 6 месяцев.

6. Обязать инициатора пилотного проекта публично представлять результаты пилота и доказывать его эффективность.

7. Закрепить основания для признания пилотного проекта не-эффективным и подлежащим отмене. 

С уважением, депутаты фракции «Ак жол»