Уважаемый Алихан Асханович!
В партию «Ак жол» обратился ряд предприятий по поводу весьма оригинального толкования налоговыми органами норм законодательства.
Так, Департамент госдоходов Костанайской области предъявил двум предприятиям требования о доначислении и уплате НДС на вознаграждение по валютному займу, полученному от нерезидента за период с 2014-2016 г.г.
Это очередное ноу-хау отечественных фискалов.
С каких пор, по каким нормативным документам и на каких экономических основаниях костанайские налоговики решили, что платежи по кредитам должны облагаться НДС?!
Или у них там ведётся какая-то особая фискальная политика, которая не подчиняется ни здравому смыслу, ни экономической практике?
Нигде в международной экономике заемные операции на условиях платности и возвратности, а также вознаграждения по ним не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, поскольку в данной сфере добавленная стоимость не создаётся и поэтому изначально не может возникать объект налогообложения.
Кроме того, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности выплаченное вознаграждение по заемным средствам в обязательном порядке относится на себестоимость производимой продукции.
И именно в составе стоимости реализуемых заемщиком товаров либо услуг вознаграждение облагается НДС. Попытка отдельного начисления НДС на вознаграждение по займам не что иное, как двойное налогообложение одних и тех же затрат налогоплательщика, что очевидно противоречит основному принципу построения любых налоговых систем – принципу исключения двойного налогообложения.
В действующем Налоговом кодексе РК согласно п. 16 ст. 394 заемные операции в денежной форме на условиях платности и срочности освобождены от налога на добавленную стоимость.
Подобный подход отражен и в двух официальных ответах Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 18 июня 2018г № 503874 и от 27 августа 2018г. №513021, где говорится, что обороты по реализации заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности освобождаются от НДС.
Возможно, причина таких действий налоговых органов, возможно, заключается в том, что данная норма появилась в налоговом законодательстве с 2017 г. Но отсутствие нормы в отечественном законодательстве не может отменить действие объективных экономических законов и до 2017 г.
Напротив, указанная норма в Налоговом кодексе введена именно в целях защиты предпринимателей и, судя по всему, в связи с ростом в фискальных органах сотрудников, не понимающих природы экономических отношений.
Точно так же в налоговом законодательстве появился принцип добросовестности налогоплательщика, требующий толковать все неопределенности и неурегулированные вопросы в пользу налогоплательщика.
Иначе от неуёмной «изобретательности» и придирок фискалов, игнорирующих и право, и экономические законы, скоро некому будет вести бизнес.
К сожалению, тенденция падения профессионализма и компетентности чиновников, особенно в сферах, подверженных высоким коррупционным рискам – стала реальностью наших дней, что наглядно подтверждает и приведённый пример.
Уважаемый Алихан Асханович, фракция «Ак жол» просит Вас:
1) Поручить уполномоченным органам разобраться в данной ситуации, прекратить необоснованное начисление выдуманных налогов, исключить необоснованное давление на бизнес и защитить инвестиционный климат Казахстана.
2) Ввести в практику фискальных органов регулярные профессиональные семинары и тренинги для работников в регионах, с разъяснением базовых понятий администрируемых ими экономических процессов, так сказать, «экономический ликбез».
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»
Ответ на данное письмо: