Министру финансов РК
М.Такиеву
В прошлом году
фракция «Ак жол» направила целый ряд депутатских запросов с требованием
запретить налоговым органам подавать иски о признании сделок предпринимателей
недействительными. В
январе т.г. Комитет госдоходов направил региональным департаментам указание о
приостановлении подачи налоговыми органами таких исков и о переносе акцента «с
гражданского судопроизводства в плоскость налоговых проверок».
Формально
требования Демпартии «Ак жол», указанные в запросах удовлетворены, за что мы
выражаем признательность указанному Комитету. В то же время, вынуждены отметить,
что принятое решение носит половинчатый характер и не снимает угрозы
возвращения репрессивной практики налоговых органов в отношении бизнеса, т.к.
действующий Налоговый кодекс сохраняет соответствующие нормы, которые мы в
своих запросах предлагали исключить.
Исключение права
налоговых органов на подачу исков о признании сделок недействительными в
порядке гражданского судопроизводства необходимо для устранения коллизии между
гражданским и налоговым правом, так как налоговая служба является
административным органом, доминирующим над налогоплательщиком, а основным
принципом гражданского суда является равенство сторон. Для таких
отношений существует административное право и административный суд.
Кроме того в
ряде случаев нормы гражданского права о недействительности сделок не могут быть
применены к искам налоговых органов, поскольку налоговый орган не является
стороной сделки.Считаем вообще ошибочным применение понятия «недействительных
сделок» к спорам о правомерности исключения из вычетов КПН и из зачета НДС, где
предметом оспаривания должна являться фиктивность
счета-фактуры, а не сама сделка.
Ошибочный
перенос спора о фиктивности счета-фактуры в спор о признании сделок
недействительными, привел к необоснованному освобождению от ответственности
обнальщиков – поставщиков, выписавших эти фактуры, и перекладыванию всех
санкций на добросовестных контрагентов. Налоговые органы предъявляют иски
только к контрагентам, а их поставщики не только не несут никакой
ответственности, но зачастую даже не привлекаются к процессу.
Соответственно,
проваливается работа по реальному возвращению в бюджет скрытых от
налогообложения сумм, которые фактически никто не ищет. Миллиардные взыскания
просто доначисляются на действующих предпринимателей доводя их до банкротства,
но без перспектив погашения. Большую
настороженность также вызывает решение Минфина перевести все в «в плоскость
налоговых проверок».
Действующими
нормами предусмотрено только 2 вида налоговых проверок: плановые, на основе
оценки степени риска, и внеплановые. Очевидно, что для выявления фиктивного счета-фактуры плановая
проверка неэффективна. Однако
и оснований для проведения внеплановой налоговой проверки в этом случае также
нет. Так как ст 145 НК РК предусматривает проведение внеплановой проверки
только когда фиктивность счета-фактуры уже признана судом.
В этой связи Демпартия «Ак жол» считает недостаточным указание КГД о приостановлении исков, а продолжает настаивать на ранее направленных предложениях по изменению Налогового кодекса, которые защитят добросовестный бизнес и позволят выявлять реальных организаторов и бенефициаров обнальных схем:
1. Исключить
п.п.10) п.1 ст.19, п.п.1) ч.1 ст.403 и п.4) ч.1 ст. 264 НК РК, а также
привести в соответствие с этим другие нормы налогового законодательства,
предусматривающие признание сделок недействительными по иску налогового органа.
2. Разработать
алгоритм выявления сомнительных счетов-фактур, использовать для этого
инструменты цифровизации, доработать ИС ЭСФ для раннего выявления обнальных
операций.
3. Определить
критерии фиктивности счета-фактуры, прямо прописав их в кодексе
4. Обеспечить
(при наличии оснований) четкий механизм привлечения обнальщиков к уголовной и
административной ответственности. При этом нормативно обеспечить права контрагентов на
доказывание фактических оборотов по реализации товаров, работ и услуг. Нужно
бороться с обнальщиками, а не с добросовестными предпринимателями.
5. В остальных
случаях использовать камеральный контроль, в ходе которого налоговый орган
вправе затребовать перечень документов, указанных в критериях.
6. В случае
несогласия с уведомлением налогового органа об исключении из вычетов КПН и из
зачета НДС по спорному счету-фактуре, налогоплательщик вправе обжаловать данное
уведомление в Административный суд по нормам АППК РК, решение которого будет
основанием корректировки налогов.
Согласно действующему законодательству, инициативы депутатов, касающиеся доходной части бюджета, могут рассматриваться только с согласия правительства. Поэтому просим поддержать указанные предложения.
С уважением,
депутаты фракции
«Ак жол»
А.Перуашев
Д.Еспаева
К.Иса
Е.Барлыбаев
А.Садыков
Е.Бейсенбаев