Сегодняшнее обширное интервью президента К.Токаева обозначило как концептуальные походы Главы государства к магистральным вопросам развития страны, так и его акценты по некоторым конкретным аспектам этого процесса.
Для Демократической партии «Ак жол», как выразителя интересов отечественных промышленников и предпринимателей, наиболее важными в данном интервью стали темы сбалансированного продвижения национальной экономики, поддержки малого, среднего и – (не менее важно!) крупного бизнеса; инвестиционного климата, защиты законных прав предпринимателей.
Исходя из практического опыта, когда МСБ регулярно становится объектом вымогательств и рейдерских атак, в центре нашего внимания всегда находится борьба с коррупцией и коррупциогенными условиями, что также нашло отражение в этом интервью.
Наконец, как для политической партии, естественным стремлением которой является прямое участие в государственном управлении, обеспечение демократии и открытости политической системы, очень интригующе прозвучали ряд месседжей президента, касающихся деятельности правительства и дальнейших реформ в этом направлении.
Так, касательно итогов 2024 года Касым-Жомарт Кемелевич высказался сдержанно-позитивно, отметив неплохие результаты в диверсификации экономики, развитии обрабатывающей промышленности, модернизации инфраструктуры.
В то же время, он заметил, что «Если экономические достижения положительно не влияют на уровень жизни людей, значит, они существуют только в виртуальной реальности» - поставив тем самым, под сомнение некоторые показатели министерских отчётов.
На противоречивую казуистику чиновников обращала внимание и Демпартия «Ак жол», в ходе обсуждения проекта бюджета на 2025-27 г.г., где наша фракция не поддержала правительственный вариант. Так, например, мы отмечали, что подходы к поддержке МСБ выглядят «парадоксальными и труднообъяснимыми», если финансирование мер поддержки увеличивается на 30%, и в то же время количество субъектов предпринимательства, получающих эти меры, предложено сократить с почти 7 тысяч субъектов в 2024 г. – до одной тысячи в 2025-27 годах, т.е. сразу в 6 раз. Такая «избирательность» создаёт неконкурентные условия и способствует нарастанию социального разрыва между богатыми и бедными (https://akzhol.kz/ru/blog/frakciia-ak-zhol-ne-podderzhala-proekt-biudzheta-na-2025-2027-god).
Аналогичные противоречия наблюдались и в отчёте об исполнении бюджета за 2023 г., где фракция «Ак жол» 5 июня т.г. также проголосовала против, в частности, указав, что «не обольщается» радужными цифрами увеличения количества МСБ на 10%, которое при этом сопровождается резким ростом доли ИП с 63% до 82%, и сокращением доли среднего предпринимательства до 1,3%, что говорит о тенденциях искусственного дробления бизнеса, а значит – дестимулировании инвестиций и сдерживании создания рабочих мест (https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-priznala-rabotu-pravitelstva-v-2023-g-neudovletvoritelnoj-i-progolosovala-protiv-otcheta-ob-ispolnenii-biudzheta).
Не случайно, говоря о работе руководителей экономического блока, Касым-Жомарт Кемелевич откровенно оценил её как «посредственную»: «Слишком много риторики из лексикона международных финансовых институтов, мало конкретного дела. Сейчас нужны специалисты, хорошо знающие положение в регионах и механизмы функционирования реальной экономики, то есть поработавшие «на земле» - добавил он.
Поэтому требования Президента о более эффективной работе министров, оценка экономического роста Казахстана как недостаточного и слова о потребности кадров с производственным опытом – абсолютно обоснованны и разделяются всеми представителями реального сектора экономики.
Сюда же можно отнести его высказывание о справедливом распределении национального богатства не как переделе собственности, а как о стратегии, направленной на модернизацию Казахстана. На наш взгляд, в этом плане справедливость подразумевает право каждого не ждать «с моря погоды», а честно зарабатывать свою долю успеха в перераспределении национального дохода, в частности – через производство и поставку товаров и услуг корпоративным лидерам, в лице крупных стратегических компаний, а также на открытом потребительском рынке.
Такое «распределение» означает и освоение новых видов продукции, новых технологий и навыков, новых знаний, новых отношений в обществе – и обновление нации в целом, модернизацию и экономики, и социальной сферы.
В экономической части интервью Касым-Жомарт Кемелевич также много внимания уделяет производственной инфраструктуре – развитию транспортно-логистического потенциала, энергетики; укреплению производственных мощностей в нефтехимии, машиностроении, строительстве – всему тому, что в послании 2023 г. «Экономический курс Справедливого Казахстана» он назвал «промышленным каркасом» национальной экономики.
Такое настойчивое продвижение однажды заявленных приоритетов говорит об убеждённости президента в невозможности развития без опоры на производительную базу экономики. Тысячи и тысячи предпринимателей, как и Демпартия «Ак жол» в целом, разделяем эту убеждённость и следуем ей в каждодневной работе.
Наш вклад в общее дело проявляется в конкретных инициативах и результатах. Так, Глава государства приводит в пример принятый в апреле закон по вопросам ведения бизнеса, отмечая его нацеленность на создание благоприятных условий для предпринимателей.
В этой связи можно напомнить, что в ряду других новелл данного закона, была принята норма о приоритетном обеспечении отечественных предприятий обрабатывающей промышленности сырьем, добываемым в нашей стране.
Это требование было инициировано и стало результатом упорной работы депутатов фракции «Ак жол» (см.:https://t.me/peruash/2061;https://akzhol.kz/ru/blog/v-konce-goda-priniato-podvodit-itogi), а её практическое применение должно привести к усилению национальных интересов в использовании природных богатств Казахстана, освоению высоких технологичных переделов, перераспределению части доходов добывающих гигантов в пользу обрабатывающих производств и МСБ (https://t.me/peruash/11209).
Также всем хорошо известно постоянное внимание Касым-Жомарта Кемелевича к улучшению инвестклимата, поддержке малого и среднего бизнеса, инициативы и предприимчивости. Показательно, что в данном интервью Глава государства подчеркнул заинтересованность экономики и в развитии крупного бизнеса. Весенние паводки и ликвидация их последствий, восстановление социальной инфраструктуры, обеспечение жильём тысяч оставшихся без крова сограждан наглядно показали разительные перемены в мотивации и отношении крупных бизнесменов к своим соотечественникам.
Эти перемены – прямой результат усилий К.Токаева по «перевоспитанию» отечественных олигархов. Напомню, на встрече с крупным бизнесом сразу после событий Кантара в январе 2022 г., президент с упрёком сравнивал казахских и узбекских нуворишей, отмечая, что узбекские миллиардеры «приезжают на свою историческую родину и просят президента Узбекистана дать им поручение: «что мы можем сделать для узбекского народа, какую помощь оказать?», и строят больницы, строят инфраструктуру за свои личные средства. В этом большая разница между узбекскими, так называемыми, олигархами и нашими олигархами, которые или здесь или тем более за границей атакуют свою страну» (https://kun.uz/ru/11664773).
И если поначалу отечественные бизнесмены порой ограничивались «добровольно-принудительными» взносами в фонд «Қазақстан халқына», то прошедший год показал разительные перемены в поведении крупного бизнеса, проявление многими из них человеческих и патриотических чувств, что стало показателем правильности курса К.Токаева на справедливые отношения в экономике и обществе.
Безусловно, это не только плоды «перевоспитания», но и тех усилий, которые предпринимает президент в поддержку бизнеса, как прогрессивного социально-экономического явления.
А требование Касым-Жомарта Кемелевича в данном интервью к госорганам прислушиваться к бизнесу, работать с ним сообща, помогать предпринимателям и инвесторам, вкладывающим средства в перспективные проекты, «О давлении на бизнес не может быть речи, за это наказываем и будем привлекать к ответственности чиновников и силовиков» - придаёт нам уверенности на будущее.
Как тут не вспомнить недавнюю полемику в Мажилисе, когда парламентское большинство, с подачи госорганов, отказалось поддержать предложения фракции «Ак жол» по сокращению штрафов, многие из которых неадекватно завышены и несоразмерны нарушениям? В результате мы были вынуждены аргументировать сворю позицию и голосовать против проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), а широкий резонанс в обществе заставил многих из наших оппонентов по-другому взглянуть на поднятую проблему.
В настоящее время юридическая служба Демпартии «Ак жол» готовит собственный законопроект, в котором мы вернёмся к обсуждению темы штрафов и будем настаивать на их пересмотре. Тем более, с такой поддержкой главы государства.
Наконец, касательно политических реформ. Думаю, президент К.Токаев далеко не случайно подчеркнул в интервью, что концепция «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство» наилучшим образом подходит для политической системы Казахстана; «но для полного воплощения в жизнь данной концепции нам предстоит серьезно поработать».
Особенно наглядно это проявляется на местном уровне, где маслихатам по-прежнему отводится второстепенная роль в управлении, им всё ещё очень непросто стать «влиятельными», в том числе – из-за крайнего нежелания акиматов (местных «правительств») – сделаться подотчётными перед кем-либо в принципе.
Между тем, любое государственное управление и его реформы работают только тогда, когда принципы и рычаги имеют «сквозной» характер, по всей вертикали власти. И с этой точки зрения, конституционная реформа 2022 года на уровне регионов явно пробуксовывает.
Фракция «Ак жол» в 2024 году трижды направляла запросы Правительству с предложением реализовать концепцию «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство» и на местном уровне, для чего расширить полномочия и статус маслихатов, перенастроить баланс их полномочий с акиматами – но каждый раз получали невнятные отписки.
Поэтому надеемся, что в рамках тех реформ, о продолжении которых Касым-Жомарт Кемелевич сказал 15 ноября на форуме работников АПК, и которые вновь подтвердил в сегодняшнем интервью, найдут место и вопросы перенастройки местного госуправления и расширения полномочий маслихатов.
Также довольно интригующе прозвучала фраза президента «Что касается Правительства, то это более подвижный механизм, изменения в его составе возможны, в том числе с учетом позиции правящей партии «Аманат» и других парламентских партий». Напомню, в предыдущие годы Глава государства уже поручал в своих Посланиях проработать вопрос привлечения представителей парламентских партий в состав правительства и руководства регионов.
К сожалению, в тот период, на фоне масштабной конституционной реформы эта инициатива осталась нереализованной. Хотя с нашей точки зрения, она могла бы придать мощный импульс политической системе, приблизило бы органы власти к задачам общества и экономики. Тогда как монополия партии «Аманат» на исполнительную власть работает и против самой партии власти (копируя её предшественника «Нур Отан»), и против власти, которая лишается возможности видеть ситуацию с разных сторон.
Тем более, что и сам Касым-Жомарт Кемелевич, ещё при объявлении конституционной реформы вышел из правящей партии.
И если президент всё-таки даст старт дальнейшим переменам в исполнительной системе, это привело бы не только к целенаправленному переводу общественно-политических дискуссий к практическим вопросам; но и к коллективной ответственности парламентских партий за результаты работы правительства.
Ну и в заключение еще один момент – комментарий президента относительно зарубежного обучения казахстанской молодёжи. Касым-Жомарт Кемелевич сказал две крайне важные фразы: «Считаю нормальным выезды молодых граждан для профессионального роста… Нужно стремиться быть там, где твои способности будут востребованы… Под лежачий камень вода не течет», и – «Выезд за рубеж не должен рассматриваться как «билет в один конец»… Задача Правительства – создать условия для их плодотворной работы в нашей стране».
Когда Дэн Сяопин, начиная с 1978 года начал отправлять китайскую молодёжь учиться в лучшие зарубежные университеты, из них до середины 2000-х годов обратно возвращались меньше 30%. Но с 2003-2005 годов, с началом бурного роста экономики КНР, обратно стали возвращаться не только текущие выпускники, но и те, кто уехал и оставался за рубежом десятилетиями раньше. Этому также способствовала программа по розыску успешных соотечественников, их приглашению и созданию условий для продолжения работы. В итоге, как подсчитали аналитики, продуктивность тех учёных, которые вернулись в Китай после многих лет жизни в США, оказалась выше тех, кто остался в Америке. Этот опыт показал, что при готовности терять талантливую молодежь на протяжении десятилетий (!) и наличии потенциала роста в экономике, страна выигрывает в долгосрочном плане за счёт освоения передовых знаний, их переноса и дальнейшего самостоятельного развития технологий и производства.
Другими словами, позиция главы государства в отношении молодёжи толкает её: 1) Ставить перед собой амбициозные цели, 2) Верить в свою страну.
И это здорово. Перемены неизбежны.