10
Апрель

Отделить мух от котлет

После двух месяцев споров, Минюст согласился не применять признаки ОПГ к законным предприятиям

Вчера в центральном офисе Демпартии «Ак жол» состоялся круглый стол по обсуждению наших поправок в уголовное законодательство. Заседание проходило в режиме видеоконференции, с участием госорганов, предпринимателей, адвокатского сообщества, наших филиалов и депутатов маслихатов в регионах.

Как известно, ряд предложений депутатов фракции «Ак жол» по этому законопроекту (всего около 60), вызвал бурные дискуссии на рабочей группе. В частности, это касается поправок в ст.31 и 262 Уголовного и ст.113 Уголовно-процессуального кодексов, в которых мы предлагаем запретить следственным органам рассматривать распределение должностных обязанностей официально действующих предприятий в качестве «признаков» организованной преступной группы.

Демпартия «Ак жол» считает, что в случае правонарушений, следственные органы обязаны досконально изучать и доказывать конкретные составы нарушений. Вместо этого, в последние годы получила распространение практика, когда не имея реальной доказательной базы, следствие подменяет его обвинением в «создании ОПГ», где в качестве «доказательства» силовики приводят ссылки на действительно существующее распределение функциональных полномочий внутри организационной структуры бизнеса.

А так как создание и деятельность ОПГ является тяжким преступлением (тюремный срок от 8 до 10 лет), то такое обвинение позволяет арестовать руководство и сотрудников предприятия на многие месяцы и даже год-другой. За это время находящиеся под моральным и физическим давлением сотрудники дадут любые показания и признаются в любых преступлениях – от убийства Кеннеди и до потопления «Титаника» -  лишь бы вернуться к семье и нормальной жизни. Крайними остаются руководители, бухгалтеры и учредители бизнеса, которые в итоге лишаются и бизнеса, и свободы.

Накопившаяся негативная практика, ведущая к уничтожению действующих предприятий и использованию таких обвинений для рейдерства, вынудила соседние страны особо оговорить в своих УК, что под действие статьи об ОПГ не подпадают служебные функции официально работающих юрлиц. В частности, Россия внесла такие поправки в 2020 г.

Аналогичные поправки в наши законы, предложенные фракций «Ак жол», в ходе обсуждения на рабочей группе Мажилиса поддержали практически все депутаты и правоведы (с теми или иными примечаниями); а также Генеральная прокуратура и КНБ.

Но по непонятным причинам, разработчик законопроекта в лице Министерства юстиции и представительство Правительства выступали против, честно говоря, без особо вразумительных аргументов (https://akzhol.kz/ru/blog/nebolshoj-pizod-deputatskih-budnej).

Поэтому вчера мы собрали круглый стол в офисе партии, куда пригласили всех сомневающихся, для более детального обсуждения.


В итоге состоявшихся споров и «пикировок» Минюст заявил о поддержке поправок Демпартии «Ак жол». Это большая победа и для партии, и прежде всего, для бизнеса.

Из противников изменений остался только АФМ, чей представитель К.Багбанулы выступил с обстоятельным и грамотным докладом. Но проблема в том, что эта позиция, на наш взгляд, больше ведомственная и продиктована взглядами тех, кто как раз использует нынешнее толкование ОПГ, когда наряду с реальными преступниками, под прессинг попадают добросовестные предприниматели.

Участники встречи председатель юридической палаты Северо-казахстанской области Е.Кинцель, представитель Института парламентаризма А.Хасенова и другие, последовательно опровергли доводы АФМ. Вместе с тем, они обратили внимание правоохранительных органов, что предлагаемая редакция не отменяет возможности выявлять ОПГ под видом бизнеса – об этом прямо говорится в поправке. Вопрос в том, чтобы обвинение в ОПГ само по себе не подменяло и не отменяло поиска реальных доказательств таких преступлений, а также в том, чтобы каждый штатный сотрудник предприятия отвечал только за собственные действия, а не становился «преступником» только потому, что работает в коллективе, против которого выдвинуты такие обвинения.

Также оппонируя АФМ, я процитировал аргументы из их же доклада – о том, что выявленные ими ОПГ совершали конкретные преступления: выписку фиктивных счет-фактур, отмывание коррупционных средств, незаконный вывоз финансов и т.д.  Но все эти составы имеют собственные статьи в Уголовном кодексе. Вот и нужно предметно доказывать сами эти нарушения.

А на практике, когда не хватает доказательств, следственным органам легче подменять тщательную аналитическую работу - обвинениями в ОПГ.

На этом основании задерживают предпринимателей и их сотрудников, и что потом с ними там, под арестом происходит, - можно только догадываться. Не случайно, на суде порой они говорят, что были вынуждены давать такие показания, оговорить руководство, но суд редко склонен учитывать такие заявления и чаще носит обвинительный характер.

Представитель АФМ также озвучил очень тревожные факты: за 2021-23 г.г., по обвинениям в ОПГ из 64 дел (дошедших до суда), было лишь 4 случая оправданий. Т.е. 94-95% дел заканчиваются лишением свободы на 8-10 лет.

Нужно иметь в виду, что дело по ОПГ - это не один человек, это 3-5, порой 10-20 людей, может больше. Получается, порядка тысячи человек были признаны преступниками по таким обвинениям, и из вчерашних предпринимателей через 8-10 лет выйдут закоренелые преступники.

А сколько таких дел было прекращено не доходя до суда? И какой ценой? Во всяком случае, нам сообщают о случаях использования обвинений в ОПГ для банального захвата чужого бизнеса.

Нам на самом деле нужно искать правильный баланс интересов. Интересов пресечения преступной деятельности с одной стороны, и с другой стороны – интересов экономических свобод. Мы же строим рыночную, либеральную экономику. В феврале президент К.Токаев именно такое поручение дал новому правительству: разработать программу либерализации экономики.

А как её либерализовать, если бизнес ходит под такими рисками?

В нынешней ситуации уже то, что предприниматель официально работает - может стать поводом для обвинения в ОПГ. Те, кто сталкивался с такими обвинениями - будут уходить в тень. Им проще не регистрироваться.

Все контролирующие органы сплошь и рядом шерстят, бьют по голове именно официально действующих предпринимателей.

Возьмите практику по признанию сделок недействительными - возбуждают дела, наказывают, доводят до банкротства те предприятия, которые работают открыто и официально показывают свою налоговую отчетность. А тех, кто их толкал на эти вещи, кто подсовывал им фиктивные счета-фактуры - их даже не ищут. Такие перекосы (а их немало) ведут к разрастанию теневой и сокращению легальной экономики.

Как уже отметил выше, по итогам обсуждения вице-министр юстиции Л.Мерсалимова поддержала предложения Демпартии «Ак жол», договорились их отредактировать, с учётом высказанных пожеланий.

Дальше - обсуждение на рабочей группе и второе чтение Мажилиса.

Перемены неизбежны. Надо быть спокойным и упрямым.