27
Декабря

Позиция Демпартии «Ак жол» при обсуждении проекта Бюджетного кодекса (первое чтение) на пленарном заседании Мажилиса

Уважаемые коллеги.

Рассматриваемый законопроект, несмотря на скромное и даже скучное название, на самом деле имеет во многом системообразующее значение и является логическим развитием конституционной реформы президента К.Токаева.

Как известно, девизом реформы Конституции стала формула «Сильный президент – влиятельный парламент – подотчётное правительство».

Между тем, в условиях рыночной экономики влиятельным является не тот, кого назвали, а тот, кто распоряжается финансами. Потому, что ни один практический вопрос сегодня невозможно решить без соответствующего финансирования.

В этой связи, уже через месяц после референдума, в июле 2022 года Демпартия «Ак жол» подготовила и направила пакет из более 60 поправок в различные законы, призванных привести правовую конструкцию в соответствие новой редакции Конституции.

Однако в тот созыв фракции «Нур Отан» и экс-коммунистов не пропустили наши предложения.

Сегодня, спустя год, работая в новом составе Мажилиса, мы снова направили блок своих предложений в Бюджетный кодекс и надеемся наконец быть услышанными.

Например, часть наших поправок призвана обеспечить поступление в бюджет чистой прибыли квазигоссектора в лице нацкомпаний, госхолдингов «Самрук-Казына», «Байтерек», Банка развития, СПК и других.

Сегодня квазигоссектор по оценкам экспертов составляет до 60% национальной экономики. Ежегодно государство выделяет сотни миллиардов на увеличение уставного капитала и финансирование различных проектов нацкомпаний. А они возвращают государству лишь около 10% чистой прибыли.

За последние 5 лет чистая прибыль квазигоссектора составила 5 трлн 700 млрд, в бюджет они вернули 600 млрд, а 90%, или 5 трлн 100 млрд использовали по своему усмотрению, без обсуждения общества и парламентских процедур.

Даже в разгар пандемии в 2020 г. президент Токаев поручал направить в бюджет 100% прибыли нацкомпаний – а они по итогу направили лишь 16%.

То-есть, обсуждая бюджет, парламент не видит 90% доходов от 60% экономики – мы работаем менее чем с половиной реального потенциала страны.

Другая половина ресурсов государства расходуется без обсуждений в парламенте и мимо бюджетных процедур.

А правительство потом говорит, что не хватает средств и берёт деньги, то из Нацфонда, то из ЕНПФ, то вешает на страну новые и новые долги.

Поэтому фракция «Ак жол» требует, чтобы бюджеты нацкомпаний и госхолдингов открыто рассматривались в парламенте, их прибыль направлялась в бюджет, а правительство публично показывало и доказывало, куда и зачем тратятся эти триллионы.

«Отчётность», о которой сейчас сказал министр, отвечая на вопрос депутатов, - это значит ставить парламент перед фактом. Такой подход не соответствует формуле Конституции и мы будем настаивать на своей позиции.

То же самое касается всех внебюджетных фондов, куда государство принуждает платить обязательные взносы: это ЕНПФ, Фонд соцмедстрахования, платежи предпринимателей за обязательную маркировку товаров, утильсбор за автомобили и технику и т.д.

Обязательные платежи по своей природе являются видом налогов. И если государство заставляет платить в какой-то фонд, и пользуется этими деньгами, не спрашивая самих граждан, как недавно было заявлено о привлечении 1,5 трлн тг из ЕНПФ, - то общество имеет полное право через парламент обсуждать целесообразность таких решений и их условия.

Как правильно говорила Маргарэт Тэтчер, «нет никаких государственных денег, есть деньги налогоплательщиков».

Поэтому Демпартия «Ак жол» предложила, чтобы расходы и доходы всех таких фондов также проходили публичное обсуждение в Парламенте. С ответом министра на этот вопрос мы также не согласны.

Третье. По действующим нормам, депутаты не могут рассматривать увеличение расходов или сокращение доходов бюджета без согласия правительства. Все такие предложения депутатов должны направляться на заключение правительства, которое может заблокировать любую инициативу.

Получается, что депутаты, которых избрал народ, которые получают наказы избирателей и своими глазами видят проблемы, которые волнуют людей – эти депутаты не могут решить ни один вопрос, пока не разрешит чиновник в министерстве или правительстве, которого вообще-то никто не избирал.

Возвращаясь к концепции о влиятельном парламенте и подотчётном правительстве - кто в этой ситуации «влиятельный», а кто – «подотчётный»?

Другой пример – в Бюджетном кодексе заложены резервы бюджета, но при этом резерв правительства - больше, чем резерв президента.

Хотя если посмотреть на практике – кто давал распоряжения по ликвидации пожаров и их последствий в Костанайской области и Семее, взрыва на шахте Костенко, кто поручал и поручает ликвидировать коммунальные аварии по всей стране? Везде президент. Но его резерв меньше, чем у правительства.

Резерв бюджета есть и у акимов. И этот резерв правительство и акимы используют самостоятельно, без согласования с парламентом.

А у парламента никакого резерва бюджета вообще нет.

Хотя именно депутаты по принципу разделения властей являются представительной властью, именно к ним обращаются избиратели и именно от них требуют решения проблем. Но ни парламент, ни маслихаты не имеют права самостоятельно решить ни один вопрос, касающийся финансов. А без финансов – это не решение, а пустые разговоры.

И снова -  кто здесь влиятельный, а кто подотчётный?

Поэтому мы предлагаем пересмотреть резервы бюджета, установить, что самый высокий резерв должен быть у президента.

И в рамках концепции влиятельного парламента – наделить парламент также резервом на реализацию наказов избирателей, имеющих общественное значение, даже в тех случаях, когда правительство не согласно, но парламент сочтёт такое решение необходимым. Исполнение этих решений, конечно, должно возлагаться опять-таки на правительство, как исполнительную власть, согласно всем бюджетным процедурам.

У фракции «Ак жол» есть и другие предложения по рассматриваемому документу.

Как видите, обсуждаемый законопроект имеет не столько хозяйственный, сколько системный и даже политический характер, реализуя и развивая конституционную реформу президента.

На это направлены и усиление эффективности бюджета, функционала местных органов, приближение бюджета к нуждам и надеждам наших сограждан на местах, о чём говорили докладчики.

Не случайно сам Касым-Жомарт Кемелевич сразу после референдума говорил, что реформы будут продолжены и они приблизят власть к избирателям.

С учётом изложенного, фракция «Ак жол» поддерживает рассматриваемый документ и призывает правительство и коллег принять наши предложения до второго чтения.

 

Благодарю за внимание.