Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемые коллеги.
Согласно правительственным прогнозам, запланированный рост доходов бюджета (без учета трансфертов) до 10,7 трлн.тг в 2021 году, в первую очередь, связывается с увеличением налоговых поступлений, доля которых в доходах государственного бюджета возрастет до 98,2%. Неналоговые поступления, напротив, будут сокращаться до менее чем полутора %.
Очевидно, что если налоги служат фактически единственным источником бюджета, то налоговая политика должна стать ведущей и в формировании экономической политики государства на планируемый период.
В частности, было бы логичным в реализацию этих планов ожидать меры по расширению налогооблагаемой базы, что прямо связано с повышением оборотов и доходности предприятий, использованием не только фискальной, но и стимулирующей роли налогов, а также с вовлечением новых субъектов предпринимательства.
Однако, в рассматриваемом бюджете не прослеживается подобной направленности. Более того, продолжает делаться ставка на наращивание налоговых поступлений за счёт ужесточения налогового администрирования, усиления прессинга и применение исключительно административных рычагов к уже действующему бизнесу.
Такое мнение фракции «Ак жол» подтверждают и выводы Счетного комитета в Заключении к проекту Закона.
Неудивительно, что данные по отдельным видам налогов в законопроекте выглядят весьма парадоксально. Так, запланирован впечатляющий рост сразу на 35,4% по налогу на добавленную стоимость на произведенные товары. При этом увеличение поступлений ожидается за счет модернизации экономики, улучшения администрирования и, обратите внимание - уменьшения сумм возврата по НДС.
В 2019 г. планируется, при поступлениях НДС возврат уменьшить до 526 млрд.тг., а в 2021г. увеличить этот разрыв, в результате уплаченный НДС должен достигнуть 1 687 млрд.тг., а возвращенный - 506 млрд.тг.
Между тем, в 2017 г. при объеме поступлений НДС в размере 647 млрд.тг., возврат составил 612 млрд.тг.
Однако, возврат НДС возникнет у налогоплательщика только при одновременном наличии оборотов, облагаемых по общеустановленной и нулевой ставке, а это предприятия, ведущие экспорт продукции.
Поэтому сократить возврат по НДС возможно только если будет сокращаться экспортная деятельность.
Но это в корне противоречит политике глобальной конкурентоспособности Казахстана, проводимой Президентом. В Послании от 5 октября четко сказано, что «Правительству необходимо сфокусироваться на поддержке экспортеров в обрабатывающем секторе.
Наша торговая политика должна перестать быть инертной. Необходимо придать ей энергичный характер с целью эффективного продвижения наших товаров на региональных и мировых рынках.» - цитата окончена.
Другой возможный путь достижения заявленных показателей - простой невозврат зачетной части НДС под тем или иным административным предлогом, т.е. фактическое двойное налогообложение.
И последний вариант представляется наиболее вероятным сценарием, с учётом отмеченного выше отсутствия в представленном бюджете реальных механизмов по расширению налогооблагаемой базы.
В результате возникает реальная угроза решения прогнозных показателей по сбору налогов за счет дополнительного налогообложения добросовестных предпринимателей. Ярким примером может служить ситуация применения нулевой ставки на территории СЭЗ, когда в результате законодательной неурегулированности порядка налогообложения и противоречивости действующих норм, налоговыми органами исключается право налогоплательщиков на зачет НДС при полной его оплате по приобретенным товарам и услугам по ставке 12%.
Отметим, что фракция «Ак жол» 13 июня т.г. направила депутатский запрос Правительству о том, что в результате таких действий фискальных органов в одной только СЭЗ «Астана - новый город» оказались на грани остановки 18 новейших предприятий, которым к ранее уплаченным 16 млрд.тг. доначислили еще 4 млрд.
В своём ответе Премьер-Министр Республики сообщил нам, что «в настоящее время в рамках законопроекта, связанного с налогообложением СЭЗ, государственными органами рассматривается предложение депутатов о предоставлении возможности участникам СЭЗ относить суммы НДС по таким товарам в зачет».
Но вместо обещанных изменений мы видим лишь продолжение однобокой налоговой политики.
В связи с вышеизложенным, представляется крайне неоднозначным прогнозировать комплексный эффект выбранного подхода и его соответствие поручениям Главы государства о дальнейшем стимулировании производительной экономики, включающей как насыщение внутреннего потребительского рынка, так и поддержку экспортных предприятий. О какой поддержке, каком инвестиционном климате можно говорить, когда бизнес сталкивается с двойным налогообложением? Кто к нам придёт на таких условиях, кого наши чиновники обманывают красивыми посулами?
Для снятия этих вопросов и неясностей, ДПК «Ак жол» предлагает изменить подходы к прогнозированию налоговых поступлений.
Для этого в Прогнозе социально-экономического развития к проекту республиканского бюджета считаем необходимым:
Во-первых, предоставлять информацию о прогнозируемых параметрах изменения налогооблагаемой базы.
Во-вторых, рассматривать удельный вес налоговых поступлений в разрезе отраслей и сфер деятельности с целью оптимального распределения налоговой нагрузки.
В-третьих, ввести систему индикаторов, обеспечивающих оценку эффективности самой налоговой системы в целом, и отдельных видов налогов, прежде всего, - КПН и НДС, определяемые как отношение понесенных государством административных расходов к фактическим налоговым поступлениям.
5 июня фракция «Ак жол» уже приводила примеры, когда день работы налогового инспектора приносит в казну 2 тысячи тенге или 40-45 тыс. в месяц, при зарплате самого инспектора в 2-3 раза выше. Чем содержать таких фискалов, их проще уволить – и бизнесу спокойнее, и бюджету экономия.
По проекту бюджета должно быть понятно, насколько налоговая система способствует экономическому росту и покрывает расходы государства, включая обеспечение качества жизни казахстанцев.
Повторюсь, это требование фракции «Ак жол» исходит из того факта, что более 98% доходов бюджета покрываются именно налоговыми поступлениями.
В своем Послании Президент напомнил, что «…мы приступили к Третьей модернизации страны. Ее главная задача – сформировать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность Казахстана.»
Однако, ряд моментов, демонстрируемых рассматриваемым бюджетом, может осложнить достижение этих целей.
Например, в результате реализации бюджетной подпрограммы 105 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам… на субсидирование процентной ставки … по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса» количество участвующих субъектов составит в 2019 г. – 189, 2020 г. – 170, 2021 г. – 165. Разве лишь столько крестьянских и фермерских хозяйств нуждается в финансовом оздоровлении? Указанные показатели некритичны не только для отрасли АПК в целом, но даже для ситуации в отдельно взятых регионах. И подобные примеры можно привести практически по всем программам поддержки МСБ.
Второе – в бюджете сохраняется преобладание «точечной» помощи инвесторам и рассеивание мер поддержки, что серьезно снижает их эффективность.
Так, для создания производственной инфраструктуры в рамках программы «Дорожной карты бизнеса 2020», до 70% средств будут предоставлены отдельным субъектам, и только 30% направлены на инфраструктуру индустриальных зон в двух регионах. Здесь очевидна необходимость смещения приоритетов в сторону инвестирования системообразующих мероприятий.
Третье - сегодня все большее значение приобретают крупные инвестиционные проекты с участием государства. Только в рамках холдинга «Байтерек» сейчас реализуется 35 таких проектов.
По нашему мнению, обязательной частью процедуры обоснования и принятия таких инвестиционных решений должно стать не просто технико-экономическое обоснование, а оценка мультипликативного эффекта каждого отдельно взятого проекта.
В этой связи, наша фракция возлагает определённые ожидания на будущую деятельность Фонда прямых инвестиций, создание которого поручил Глава государства в нынешнем Послании.
Считаем, что одной из задач Фонда должна стать ревизия всех нынешних инвестпроектов и институтов развития, и приведение этой работы в единую, налаженную систему.
Неотъемлемой составляющей оценки мультипликативного эффекта инвестиционного проекта должна стать оценка его социального воздействия в виде качества «человеческого капитала», и прироста доходов населения.
В целом, интегральная оценка бюджета наряду с непосредственным приростом ВВП, должна включать прогноз дополнительных налоговых поступлений за счёт расширения налогооблагаемой базы, динамики оборотов и доходов предприятий, роста количества активных налогоплательщиков; а также увеличения объёмов экспорта, плюс – эффекта импортозамещения на внутреннем рынке.
В связи с тем, что рассматриваемый бюджет связан с решением глобальных задач, поставленных Президентом Казахстана, ориентированных на повышение качества жизни граждан нашей страны, а также реализацией мер дополнительной поддержки бизнеса обрабатывающей промышленности и не-сырьевого сектора, фракция ДПК «Ак жол», с учетом высказанных замечаний, считает возможным поддержать законопроект «О республиканском бюджете на 2019-2021гг.»