31
Май

31.05.2023

Демпартия «Ак жол» требует защитить добросовестный бизнес и отменить признание сделок недействительными по искам налоговых органов

Генеральному прокурору РК 

Б.Асылову

Вице-премьеру, 

Министру финансов 

Е.Жамаубаеву

Одной из наиболее острых проблем бизнеса стало нарастающее применение налоговыми органами такого драконовского инструмента, как признание судом сделок недействительными.

За два года количество подобных претензий надзорных органов к бизнесу возросло более чем в 3 раза, счёт идёт уже на тысячи предпринимателей, подвергшихся таким санкциям.

В итоге происходит доначисление НДС и КПН, штрафов и пеня за весь срок исковой давности, что нередко приводит успешно работающие предприятия к разорению – если, например, заводу с годовым оборотом в 400-500 млн тг начисляются санкции на 3-4 млрд. Здесь любой троешник поймёт, что с такими санкциями шансов выжить у бизнеса практически не остаётся.

Самое возмутительное, что этот метод стал применяться нечистоплотными чиновниками не столько в целях пополнения бюджета, сколько в целях вымогательств и рейдерства.

Между тем, защититься от данного инструмента практически невозможно, так как недействительной может быть признана сделка не самого конкретного предпринимателя, а контр-агента контр-агентов его контр-агента, через 5-7 звеньев, когда прошло несколько лет и все декларации сданы.

Основанием подачи такого иска налоговыми органами может стать не только несостоятельность поставщика, признание его регистрации недействительной или снятие его с учета по НДС, но даже низкий коэффициент налоговой нагрузки (КНН), который трактуется налоговыми органами как «доказательство» уклонения от уплаты налогов. Хотя данный коэффициент имеет исключительно статистическое значение и ни в коей мере не подменяет фактические материалы.

Тем не менее, налоговики напротив, не принимают в расчёт выписанные счет-фактуры, накладные, документы об оплате и даже оплату налогов обеими сторонами; а суды в свою очередь удовлетворяют 95% таких исков налоговых органов в полном объеме.

Системная опасность данной практики заключается в том, что вместо выявления мошенников, разоряется добросовестный бизнес, у которого не остаётся возможности защититься от такого беспредела.

Так, в декабре прошлого года Верховным судом было принято нормативное постановление (НП ВС РК № 9 от 22.12.2022 г.) о применении налогового законодательства, с которым бизнес сообщество связывало определённые надежды.

Бизнес ждал четких требований к сделкам, соблюдая которые он  может быть уверен, что не попадет через несколько лет под судебные разбирательства и не останется банкротом из-за выдуманных налоговыми органами доначислений.

Но вместо этого в своём постановлении (п.7) Верховный суд указал, что «при рассмотрении исков о признании сделок недействительными судам следует учитывать реализованное налогоплательщиком право получения информации о контрагентах на предмет благонадежности и добросовестности».

То-есть, предпринимателям, помимо выпуска товаров и услуг, предлагают заниматься налоговыми проверками своих контр-партнёров, хотя это противоречит и закону, и их возможностям. И не только своих контр-партнёров, но и контр-партнёров их контр-партнёров и т.д., как было показано выше.

Но и при этом, никто не застрахован, что добросовестная сегодня компания через 3-5 лет не попадёт в список нарушителей, и тогда ко всем, кто имел с ней дело, будут применены санкции задним числом.

Кроме того, вместо защиты прав бизнеса появился лишь дополнительный вид проверки – теперь до подачи иска в суд налоговый орган обязан провести налоговую проверку для сбора доказательств своего иска.

Однако налоговые органы не обладают полномочиями на проведение следствия и сбора доказательств фиктивности сделки; сам Налоговый кодекс не регламентирует процедуру сбора и оценки таких доказательств.

А занимаясь этим, налоговые органы нарушают Налоговый кодекс и присваивают себе полномочия, относящиеся к правоохранительным органам. 

Фактически, в Казахстане сформировалась и набирает повальный характер практика двойного налогообложения, когда любой предприниматель вынужден повторно оплачивать налоги, либо подвергнуться разорительным вымогательствам и рейдерским атакам.

Между тем, следственными функциями наделены только правоохранительные органы при расследовании фиктивных сделок в уголовном порядке по ст.216 УК РК и в административном порядке по ст.280 КоАП РК.

В этом случае задачей следствия является не просто корректировки налогов, но прежде всего – выявление того самого недобросовестного поставщика или «обнальщика», тогда как добросовестные контр-агенты по всей цепочке движения товара защищены процессуальными нормами и имеют реальную возможность доказать свою добросовестность.

На наш взгляд, причиной данной проблемы является противоречие п.п10) п.1 ст.19 Налогового Кодекса, дающего налоговым органам право обращаться в гражданский суд с иском о недействительности сделки, - п.4 ст.1 ГК РК, согласно которого гражданское законодательство не применяется к налоговым отношениям.

Налоговый орган имеет властные полномочия и не может выступать в гражданском суде на правах равного участника гражданских правоотношений, тем более, что он не является и стороной сделки.

О нарастающих негативных последствиях сложившегося перекоса сказано выше.

В этой связи, в целях сохранения нормального инвестиционного климата и предотвращения дальнейшего скатывания к репрессивной налоговой практике, фракция «Ак жол» предлагает отменить признание сделок недействительными по иску налоговых органов, предусмотренных п.п.10) п.1 ст.19, п.п.2) ч.1 ст.403 НК РК и п.5) ч.1 ст.264 НК РК.

Практика показала, что борьба с фиктивными сделками должна реализовываться в административном (ст.280 КоАП РК), либо уголовном порядке (ст.216 УК РК), когда происходит выявление недобросовестных участников и гарантируется защита прав добросовестных контрагентов.

Считаем целесообразным закрепить и развивать данную практику, а налоговым органам – вернуться к их настоящим обязанностям в налаживании понятной и прозрачной фискальной политики.

С уважением, 

депутаты фракции «Ак жол»