Утверждена на съезде партии 20 ноября 2020 г.

Утверждена в новой редакции 1 февраля 2023 г.

Январская трагедия 2022 года потрясла всю страну. Те, кто пытался совершить государственный переворот, ради достижения своих кровавых целей едва не пожертвовали самым святым – Независимостью нашей страны.

Государство заявило курс на глубокие реформы и обозначило новые приоритеты политического развития. Главной формулой реформы К.Токаева стал принцип «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное Правительство».

Поддерживая и разделяя эти приоритеты, мы отдаём себе отчёт, что их реализация является долгосрочным процессом, связанным в том числе с сопротивлением и саботажем со стороны определённых сил – тех самых, кто в прежний период неправовым путём захватил административные и экономические ресурсы и кто стоит за неудавшейся попыткой госпереворота.

Считаем, что страна находится только в начале системных изменений, которые должны развить конституционную реформу Президента К.Токаева и содействовать её реализации не на словах, а на деле. Как подчеркнул  Глава государства в Обращении итогам референдума от 6 июня 2022 г.: «Изменения в Основной закон – это … только начало наших реформ... На базе обновленной Конституции мы, укрепим механизмы сдержек и противовесов (между институтами власти)».

Как партия прагматиков и реалистов, мы видим, что прежние проблемы, начиная с коррупции, разрыва между богатыми и бедными, монополии в экономике и политике - глубоко поразили все сферы жизнедеятельности общества. Сами по себе они и не исчезнут, их преодоление требует постоянных усилий, чтобы реформы обрели сквозной характер, и вместо лозунгов – дошли до каждого учреждения и каждого должностного лица в виде реальных дел.

Поэтому цели и задачи Политической программы Демократической партии «Ак жол» актуальны как никогда.  Перемены неизбежны!

І. НЕЗАВИСИМОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ «АЛАШ»

Независимость и национальные интересы – главные приоритеты любого государства. Лидер Республики «Алаш» в начале XX века, Алихан Букейхан - говорил: «Народ без государственности – сирота». Обеспечение Независимости Казахской Республики и защита национальных интересов являются долгом для любого, кто считает себя её гражданином. Независимость - это наш народ, наша земля и её богатства, это государственный язык и единство нашего многоэтничного общества. Это возможность самим выбирать свой путь и свою судьбу, это ответственность за будущее наших потомков.

В основе Независимости лежит национальная идея «Алаш», как историческая воля казахского народа к свободе и государственности.

Депутаты демпартии «Ак жол» с 2007 года с парламентской трибуны Независимого Казахстана поднимают тему ценностей «Алаш» на государственном уровне.

● Важнейшим достижением Независимости является бережное отношение к национальным чувствам, взаимное уважение к языкам и культуре всех этносов, проживающих в нашей стране.

● При этом, Демократическая партия «Ак жол» выступает за расширение сферы применения государственного языка в соответствии с его конституционным статусом. Для этого нужно принять закон о государственном языке.

● В 2020 году исполнилось 100 лет Казахской автономной Республике, эволюционировавшей из Республики «Алаш» и послужившей платформой современного Казахстана. В 2019 году Демократическая партия «Ак жол» предложила правительству официально отметить эту дату и рассмотреть вопрос об использовании наряду с термином «Казахстан», - названия «Казахская Республика», которое признавала даже тоталитарная советская власть. Эту инициативу также поддержали отечественные историки.

Демпартия «Ак жол» считает целесообразным, наряду с названием Казахстан, использовать исторически аутентичное название Казахская Республика.

● Полагаем необходимым усилить работу по возвращению соотечественников на историческую родину, помощь и поддержку нашим братьям и сёстрам в обеспечении жильём и работой; по скорейшей адаптации в качестве полноправных граждан Республики.

● Демократическая партия «Ак жол» поддерживает традиционные религии народов Казахстана, стремится защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и экстремистских течений. В то же время, мы выступаем за светское государство. «Если казахи желают процветания своих духовно-религиозных дел, то мечеть нужно отделить от государства», - писал Алихан Букейхан.

● Мы рассматриваем политическое наследие «Алаш» как идею национальной модернизации Казахстана и будем настойчиво продвигать её ценности в государственном строительстве, экономике и обществе.

Но для этого нужны не только природные ресурсы и независимость, но и политическая воля, готовность меняться самим, опираясь на базовые принципы: образование, парламентаризм, честная конкуренция, ресурсный национализм, открытость и светское государство, желание трудиться на благо своей семьи и общества. Лозунг лидеров «Алаш» о том, что «каждый камешек казахской земли должен перерабатываться в [металлическую] пуговицу, каждый клок шерсти - использоваться на текстиль» («Жеріміздің әрбір түйір тасы қазақтың кеудесіне түйме болып тағылып, әрбір уыс жүні – иығына тоқыма болып киілуге тиіс») актуален и по сей день.

ІІ. ДЕМОКРАТИЯ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Послание Президента К.Токаева от 1 сентября 2022 г.:

«В рамках политической модернизации в нашей стране центральное место занимает развитие парламентаризма».

Обращение Президента К.Токаева по итогам референдума 6 июня 2022 г.: «Изменения в Основной закон – это … только начало наших реформ... На базе обновленной Конституции мы, укрепим механизмы сдержек и противовесов (между институтами власти)».

Демократическая партия «Ак жол» приветствует эти подходы и отмечает созвучность своей Программы  позиции Президента.  Демократия, то-есть прозрачность госорганов и их подотчётность перед обществом – служат самым эффективным средством против бюрократии и отрыва власти от простых граждан.

Демократия опирается на принцип продвижения общественных интересов через представительные органы – парламент и местные маслихаты, являющиеся основными институтами парламентаризма. Демократия и есть парламентаризм.

II.1. Демократическая партия «Акжол» выступает за усиление институтов парламентаризма и поэтапный переход к Парламентской Республике.

С учётом трагедии Қантара, сегодня задача номер один – обеспечить сильное государство через поддержку института президента. При нашей территории и сегодняшних вызовах, только сильное государство способно гарантировать Независимость, территориальную целостность и светский характер Республики. Но и в этих условиях необходимо развитие принципов парламентаризма: прозрачности и подотчётности власти перед обществом, укрепления местных бюджетов и самоуправления, возвращения контроля общества над квазигосударственным сектором и всеми государственными финансами, ликвидации монополий в экономике и политике.

Нынешний период создал возможности для планомерного перехода от монополии власти – к системе сдержек и противовесов, которая бы учитывала альтернативные мнения в решении государственных вопросов.

В целом, последовательные шаги второго президента по политическому реформированию и социально-экономической тематике, включая Конституционную реформу (Послание от 16 марта 2022 г.), Послание от 1 сентября 2022 года, другие выступления и заявления – нужно рассматривать в совокупности, как комплексный взгляд на проблемы и перспективы развития современного Казахстана. И совершенно очевидно, что процесс «перезагрузки» общества, государства и экономики далеко не завершён, а только вступил в решающую стадию, которая будет нуждаться в продолжении реформ.

Не случайно  уже на следующий день после референдума, 6 июня 2022 г. он заявил, что референдум – только НАЧАЛО реформ, а вовсе не их завершение.

Мы видим, что по целому ряду как политических, так и экономических вопросов эти позиции близки предложениям Демпартии «Ак жол».

Демпартия «Ак жол» подготовила свои предложения по дальнейшему развитию и углублению Конституционной реформы, целью которых является поддержание заданных темпов реформ, подтверждение ожиданий общества и недопущение саботажа либеральных инициатив консервативной частью госаппарата и групп влияния «Старого Казахстана».

Пакет предложений был официально направлен фракцией Демпартии «Ак жол» Правительству 22 июля 2022 г., затем, в сентябре 2022 г.,  –  рабочей группе Мажилиса Парламента РК, в ходе обсуждения законопроекта в реализацию Послания Главы государства (конституционной реформы) от 16 марта 2022 г.

Демократическая партия «Ак жол» продолжит работу по их реализации.

Ключевыми элементами предложенного пакета являются:

1) Формирование реального механизма сдержек и противовесов между исполнительной и представительной ветвями власти, повышение полномочий Парламента и маслихатов до необходимого уровня

2)  Демонополизация политики, создание условий для справедливой конкуренции парламентских партий

3) Обеспечение открытости и полноты государственного бюджета, как экономической основы жизнедеятельности государства;

4) Реформирование избирательного законодательства, в целях повышения общественного доверия к выборам и своему государству.

● Первое: Казахстану нужно правительство национального доверия.

Согласно действующей Конституции, президент выступает гарантом взаимодействия всех ветвей власти. Это означает, что фигура президента должна быть равноудалённой и от парламента, и от правительства.

В этой связи, Демократическая партия «Ак жол» считает, что состав правительства должен формировать не глава государства, а победившая на парламентских выборах партия, которая и будет вносить его на утверждение президенту и нести ответственность за все достижения и провалы своего правительства. Такова практика развитых демократий.

В этом ключе нужно рассматривать Послание Президента от 1 сентября 2022 г., где он заявил: «В будущем в состав Правительства смогут войти представители не только политических сил, получивших большинство голосов избирателей, но и других парламентских партий». Фактически, речь идёт о том, что Правительство должно формироваться при прямом участии парламентских партий.

Логическим продолжением инициативы Главы государства об участии парламентских партий в составе Правительства, должно стать внедрение принципа формирования Правительства партией парламентского большинства, которая и вносила бы свои предложения на рассмотрение Главе государства. Президент может утвердить или отклонить предложенный состав Правительства, но ключевым моментом здесь является роль победившей партии в подборе кандидатов.

При этом, за Президентом, как представителем всего народа Казахстана, всегда есть право наказать либо отправить в отставку любого члена Правительства или весь Кабинет министров в целом.

Сохраняющийся до сих пор порядок супер-президентской модели, когда Президент сам и предлагает кандидатуры премьер-министра и членов Правительства, и сам же их назначает (после формальных «консультаций» с Парламентом), - должен уйти в прошлое, как рудимент авторитаризма.

Тем самым, ответственность за работу Правительства возлагалась бы на конкретную партию (парламентское большинство); эта работа также влияла бы на результаты следующих парламентских выборов, как происходит во всех демократических системах.

● Второе: Общество восприняло запрет Президенту состоять в политической партии, как требование служить всему народу Казахстана; как обязательство Главы государства защищать конституционные права каждого гражданина, включая тех, кто голосовал против него. Это новая политическая культура, новый уровень отношений между государством и обществом.

Проецируя честные и либеральные требования к Президенту и на другие политические должности, считаем нужным применить аналогичные подходы (ввести запрет на членство в партии на период исполнения государственных обязанностей) и к акимам, поскольку на уровне областей и городов отмечается значительная концентрация власти в их руках и возможности влияния на выборы. Речь идёт не просто о запрете акимам возглавлять филиалы партии. Демпартия «Ак жол» требует, чтобы акимы областей и городов на период занятия должности выходили из партии власти; а также чтобы их срок пребывания на этой должности был меньше президентского – например, до 5 лет.

Ведь согласно закона «О местном государственном управлении и самоуправлении», акимы являются представителями Президента на местах. Возникает правовая коллизия: как могут являться членами партии представители того, кому самому запрещено состоять в партиях? Разве акимы выше Президента?

Акимы, как и Глава государства, должны на своей должности служить всем гражданам своего региона/города, а не только своим приближённым или команде единомышленников. Считаем обоснованным и соответствующим духу конституционной реформы наше предложение о полной беспартийности акимов.

● Нужно расширить контрольные функции Парламента и маслихатов, прежде всего – наделив их правом парламентских расследований событий, получивших общественный резонанс - таких как нарушения гражданских прав и свобод, гибель людей или факты коррупции в эшелонах власти.

Существующая сегодня форма парламентского контроля в виде депутатских запросов фактически сведена к переписке с госорганами, нередко с предоставлением последними недостоверных данных, безо всяких последствий для чиновников.

В развитых демократических системах парламентское расследование не подменяет деятельность правоохранительных органов, напротив – проводится ими по поручению Парламента; но его особенность – не только правовая, но и публичная политическая оценка расследуемых фактов.

Наделение Мажилиса такой формой парламентского контроля позволила бы защищать государственные и общественные интересы не только при принятии законов, но и в ходе мониторинга за их реализацией.

● Третье: Необходимо усилить полномочия Парламента в утверждении и контроле бюджета государства. Возможности государства в решении любых задач определяются бюджетом. Но значительная часть госсредств в стране расходуется вне бюджета и скрытно от общества. Именно там происходят системные нарушения, процветает коррупция. Поэтому важнейшая задача - вернуть под контроль парламента все государственные финансы.

В последние полтора десятилетия Парламент судит о работе Правительства исключительно по освоению бюджета. Но бюджет – это финансовый документ. Между тем, обществу нужен не только финансовый, но и политический документ, ясно показывающий, на какие вопросы направляет свои усилия Правительство, какие конкретные задачи (помимо освоения бюджета) оно перед собой ставит.

До 2007 г. ст.7 Закона «О Правительстве» предусматривала обязанность вновь назначаемого Правительства в месячный срок представить и защитить в Парламенте Программу своих действий, в которой должны были утверждаться конкретные социально-экономические задачи и обязательства Кабинета министров.

В 2007 г. (в период роспуска Мажилиса) эту норму тихо убрали через Сенат и с тех пор Парламент судит о работе Правительства исключительно по процентам освоения бюджета.

Полагаем необходимым восстановить эту норму, через которую Парламент возложит на Правительство не только финансовую отчётность, но и политическую ответственность перед Президентом и обществом за выполнение задач развития государства. Тем самым будет реализован принцип подотчётности Правительства.

● Относительно возвращения парламентского контроля за средствами, расходуемыми вне госбюджета. Речь о бюджетах госхолингов, нацкомпаний и госпредприятий. Многие из них своими непомерными аппетитами обирают государственную казну, служат источником незаконного и бесконтрольного обогащения за счёт государства. Здесь регулярно всплывают коррупционные схемы, квазигоссектор формирует огромную долю внешнего долга, при гигантских убытках менеджеры выписывают себе многомиллионные премии и т.д. Поэтому бюджеты нацкомпаний, их «дочек», различных РГП и ТОО при министерствах и акиматах – должны стать максимально прозрачными, включаться в республиканский и местные бюджеты, а их руководство - отчитываться перед обществом о расходах и достигнутых результатах.

Вся полученная чистая прибыль нацкомпаний и госпредприятий должна поступать в бюджет. Если через 5-10 лет после создания какая-то госкомпания всё ещё просит деньги у государства – значит, она работает не на государство, а на свой карман. Такие компании нужно ликвидировать, на их место придёт частный бизнес, который будет работать на свои деньги, да ещё платить налоги в бюджет.

Кроме того, все обязательные платежи граждан и бизнеса, которые хоть и называются «накопительными», «страховыми» или «членскими взносами», по сути, превратились в дополнительные налоги. Если учитывать обезличенное использование средств Фонда медицинского и социального страхования, периодические скандалы в ЕНПФ, – то управление этими фондами, их расходы и премии также должны проходить через открытое обсуждение и контроль в Парламенте.

● Государственный бюджет – это та сфера, где не зазорно быть придирчивым. В странах демократии парламентские комитеты по контролю за бюджетом традиционно возглавляют представители оппозиции. Логика проста: правящая партия распоряжается бюджетом, но подпадает под придирчивое внимание оппонентов, что обеспечивает прозрачность бюджета.

В 2020 году, после 8 лет противодействия бюрократов, благодаря поручению президента и поддержке всех коллег в Мажилисе и Сенате, Демократическая партия «Ак жол» смогла провести закон «О парламентской оппозиции». Тем самым прекращена практика, когда нашим депутатам отключали микрофоны, а наши поправки в законы подвергались «цензуре» правительства. Теперь нужно насыщать оппозиционных депутатов в Парламенте такими полномочиями, чтобы вместо монополии на власть сформировать реальную систему сдержек и противовесов.

● Государство должно быть не только слышащим, но и решающим. Мало поднимать проблемы и принимать петиции, гораздо важнее – добиваться практических шагов, которые ожидает общество.

Поэтому у Парламента должно быть право выделять средства на нужды избирателей даже вопреки возражениям Правительства.

Сегодня, согласно закону, ни одна бюджетная инициатива депутатов не рассматривается без согласия правительства, хотя получает доверие избирателей именно парламент, а не министры.

Вопрос распоряжения бюджетом – центральное звено баланса между правительством и парламентом. В условиях рыночной экономики ни одна проблема не может быть решена без финансирования, поэтому в действительности влиятелен не тот, кого назвали, а тот, кто распоряжается бюджетом.

Между тем, согласно ст.15 закона «О Парламенте и статусе депутатов» и ст.100 Регламента Правительства, ни один законопроект или инициатива депутатов, связанные с расходами бюджета, не могут приниматься без согласия (положительного заключения) Правительства. Поэтому все концептуальные предложения депутатов направляются на заключение Правительства. И если ответ Правительства отрицательный – то Парламент не имеет права на другое решение. Кто в этой ситуации «влиятельный», а кто – «подотчётный»?

Другой пример: помимо бюджета, ст.19 Бюджетного кодекса предусматривает резервы Правительства и акимов «для финансирования затрат, не запланированных при разработке республиканского и местного бюджетов» - то-есть, используемые без обсуждения в Парламенте и маслихатах.

Ни у Парламента, ни у маслихатов нет резервов бюджета, используемых по своему решению; хотя именно они напрямую работают с населением, получают наказы избирателей; именно к ним граждане в текущем режиме обращаются со своими проблемами и заботами, в этом смысл и роль представительной ветви власти. Но и решения по наказам избирателей, даже связанных с широкими общественными интересами, депутаты не имеют права принимать без согласования с Правительством.

При этом, резерв Правительства даже больше резерва Президента и сегодня составляет 3,6% от ежегодных расходов бюджета, тогда как у Президента и акиматов – по 2%, у Парламента и маслихатов – 0.

Т.е. в нынешней системе реально влиятельным является Правительство (и акимы); а Парламент и маслихаты – подотчётны перед ними в инициативных вопросах.

В этой связи, в соответствии с формулой К.Токаева «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное Правительство», предлагаем:

- Пересмотреть систему резервов бюджета, выделив на резерв Президента – 3% расходной части;

- Правительства – 2%;

- Мажилиса – 2% на финансирование наказов избирателей, имеющих общественное значение, и не нашедших поддержки в Правительстве. В таких случаях целесообразно наделить Мажилис правом принятия решения о финансировании наказов избирателей в самостоятельном порядке; но их исполнение должно передаваться Правительству согласно Бюджетного кодекса и процедур;

- Местные исполнительные и представительные органы (акиматы и маслихаты) – по 1% расходов бюджета.

Если бы у парламента были полномочия прямого финансирования наказов избирателей, то, скорее всего, не было бы нынешней остроты проблем многодетных, нехватки жилья, неверия в справедливость и чувства безнадёги у молодёжи, как и взрывов на складах боеприпасов Арыси и Таразе, аварий на ТЭЦ в лютые морозы в Экибастузе, Риддере и Рудном, и многих других провалов и катастроф.

Демократическая партия «Ак жол» предлагает закрепить небольшую, но конкретную долю расходов бюджета для финансирования парламентом (через бюджетные процедуры) наказов избирателей, имеющих общественное значение. Иногда построить пешеходный мост через железнодорожный переезд или заасфальтировать улицу важнее, чем выплатить миллионы на премии госкомпаний.

Перечисленные выше шаги (внедрение резерва бюджета Мажилиса, формирование состава Правительства парламентскими партиями и представление на рассмотрение Президенту; утверждение Парламентом программы действий Правительства) стали бы новой эпохой развития отношений взаимодействия между Парламентом и Правительством, обеспечили бы формирование реального механизма сдержек и противовесов между представительной и исполнительной ветвями власти.

Фактически речь идёт о завершении перехода от суперпрезидентской модели – к современной, сбалансированной и реально демократической президентско-парламентской системе.

Нельзя все заботы и ответственность за каждый вопрос в стране – от макроэкономики, геополитики и до перегоревшей лампочки в подъезде - вешать на одного человека. Такой подход – рудимент авторитарной системы, когда президент лично определял и решения суда, и споры предприятий, и судьбы людей.

Это ненормально и рискованно, потому, что даже самая выдающаяся личность физически не в состоянии знать детали всех ситуаций и всегда принимать безошибочные решения. Слишком много обстоятельств остаётся за рамками таких рассмотрений, слишком много просчётов а то и прямых злоупотреблений  остаются неувиденными и безнаказанными. В том числе и потому, что нередко сами ответственные за провалы и докладывают руководству свою версию ситуаций.

В нормальных, сбалансированных по принципу сдержек и противовесов системах, мониторинг и контроль за работой  исполнительной власти (правительства и акимов) - должна вести власть представительная (парламент и маслихаты). Это и есть баланс сдержек и противовесов. Но для этого у представительной власти должны быть соответствующие полномочия, включая формирование (и представление на утверждение президенту) состава правительства, распоряжение бюджетом в интересах общества, полный контроль всех государственных средств, включая госхолдинги, нацкомпании, Нацфонд, внешний долг; право на парламентские расследования и т.д., на чём год за годом настаивает Демократическая партия «Ак жол».

В государстве с таким, распределённым(по ветвям власти) и самовоспроизводящимся управлением будет не нужно радоваться очередной взбучке министров, взаимодействие общества с властью через представительные органы позволит своевременно выявлять и устранять пробелы чиновников, не доводя их до откровенных провалов. А за провалы бюрократы и мздоимцы будут отвечать не в тиши кабинетов, а перед всем народом. Не случайно в демократических государствах нерадивые министры сами подают в отставку чаще, чем их снимает руководство. Потому что ответственность перед народом весомее и жёстче, чем перед любым начальством.

II.2. Ключевым вопросом и зеркалом демократии в любой стране являются честные выборы. Избирательная система Казахстана нуждается в гарантиях прав граждан и защите от фальсификаций. Например, на выборах в маслихаты в 2016 г., под разными предлогами были сняты около ста членов партии «Ак жол». Необходимо исключить ситуации, когда сильные кандидаты отстранялись от выборов.

● В целях обеспечения открытости и прозрачности выборного процесса, предлагается ввести видеомониторинг всех процедур на избирательных участках в день голосования (от выдачи бюллетеней, до опускания бюллетеней в урны, вскрытия урн и подсчёта голосов). 

Видеомониторинг должен вестись в режиме онлайн, с нескольких точек на каждом участке (зона выдачи бюллетеней, урны для голосования, вход в кабинки для голосования, зона наблюдателей, стол для подсчета бюллетеней) с прямой трансляцией на сайт Центральной избирательной комиссии и с открытой трансляцией в Интернет.

Такое решение позволит фиксировать явные нарушения выборного законодательства, неправомерные действия и конфликтные ситуации, которые неизбежно будут возникать по мере обострения политической конкуренции.

Оборудование камер видеонаблюдения системой автоматического распознавания лиц также позволит выявлять т.н. «карусели», когда одни и те же лица неоднократно голосуют на разных избирательных участках.

Кроме того, согласно Закона о выборах, при подсчёте голосов наблюдателям должны демонстрироваться каждый бюллетень с расстояния, позволяющего ясно различать отметку избирателя. В случае с видеомониторингом, аналогичная демонстрация на камеры видеонаблюдения каждого подсчитываемого бюллетеня с ясно видной отметкой голосования, позволит, при необходимости, производить пересчёт голосов. Эта мера крайне важна для доверия общества к избирательной системе, так как сами бюллетени впоследствии уничтожаются, а записи видеомониторинга могут храниться на едином сервере ЦИК.

Введение видеомониторинга снимет все дискуссии по поводу статуса и аккредитации наблюдателей, т.к. наблюдателями становится вся страна. Уже сама по себе такая возможность резко повысит доверие к выборам и станет хорошим стимулом для вовлечения в голосование многих, ранее пассивных граждан.

На сегодня видеомониторинг хода голосования активно внедряется во многих странах, включая Россию. А, например, Кыргызстан внедрил эту систему ещё 10 лет назад.

Для Казахстана, с отечественным уровнем цифровизации, о котором с гордостью докладывают чиновники, это новшество не составит проблем.

● В рамках внедрения цифровизации в избирательный процесс, предлагается также:

а) Оборудовать избирательные участки сканерами для считывания штрих-кодов удостоверений личности избирателей, подключенными к порталу электронного правительства. Эта мера позволит не только идентифицировать избирателя, но и через систему e-gov исключить возможность повторного голосования.

б) При необходимости предусмотренного по закону сбора подписей избирателей (при самовыдвижении кандидатов и т.д.), разрешить  сбор подписей как в письменном, так и электронном виде,  на интернет-платформах территориальных избирательных комиссий, с верификацией избирателей.

в) Рассмотреть вопрос о введении электронного голосования. Ввиду высокой мобильности активной части населения (молодежь, предприниматели и др.), многие избиратели не желают стоять в очередях в день голосования и не реализуют своё право выбора.

Возможность отдать свой голос через смартфон или с персонального компьютера значительно повысила бы электоральную активность этих групп населения. В то же время, существуют вопросы персональной идентификации и защищённости таких каналов, что требует серьёзных технических решений.

г) Для оперативности работы избирательных штабов партий и кандидатов, а также предоставления им возможности ведения самостоятельного подсчёта голосов, предлагается публиковать на официальном сайте Центральной избирательной комиссии сканы (копии) протоколов всех участковых избирательных комиссий, не позднее чем через 12 часов после завершения подведения результатов. Опубликованные протоколы участковых избирательных комиссий должны находиться в открытом доступе на постоянной основе, без права внесения изменений или изъятия с сайта.

Полагаем необходимым запретить вынос урн с бюллетенями с избирательного участка до официального подсчёта голосов и оформления протоколов.

Нарушения этих требований должны приводить к уголовной ответственности.

Да, такие решения приведут к непредсказуемости результатов. Но в том и смысл, что выборы не должны управляться чиновниками, их результаты должны зависеть только от воли избирателей – это позиция Демократической партии «Ак жол».

Конечно, такие подходы создают такие риски, как рост популизма. Но это лучше, чем потеря доверия общества к своему государству.

Всем нам пора учиться в открытой дискуссии доказывать государственные подходы и противостоять спекуляциям. Без этого невозможно взросление политической культуры, как невозможно научиться плавать в бассейне без воды.

II.3. Важной составной частью демократического процесса и разделения ветвей власти является формирование независимого и справедливого суда.

Более века назад деятели «Алаш» заявляли, что «без справедливого суда нет стабильного государства и нет развития», «судебная власть не должна бояться никого, кроме Бога, Закона и народа, которому она служит».

Честность и репутация судей должны гарантироваться, любые контакты судей или сотрудников правоохранительных органов с криминальными авторитетами, лицами, имеющими судимость за уголовные или коррупционные преступления – должны вести к немедленной отставке.

Демпартия «Ак жол» считает необходимым коренное реформирование судебной системы, усиление полномочий адвокатов, введение действительной состязательности судебного процесса, как и реализацию не на словах, а на деле принципа презумпции невиновности граждан.

Нередко в спорах граждан и частных предпринимателей с госорганами или квазигоспредприятиями, суды выносят решения руководствуясь не законом, а «интересами бюджета». Это порочная практика должна быть исключена: правда всегда одна.

● Наш выбор, выбор демократической партии «Ак жол» - это европейский путь развития, европейские подходы в отношениях государства и общества, европейские стандарты качества жизни. Как писал лидер «Алаш» Алихан Букейхан, мы видим будущее «в приобщении к лучшим достижениям западных государств» («саналы түрде Батыс өркениетін орнықтыру арқылы көреміз»).

Более того, Демократическая партия «Ак жол», в качестве дальней перспективы, рассматривает не только внедрение европейских подходов, но и постановку когда-то в будущем вопроса о вступлении Казахстана в Европейский союз.

III. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ДЕ-ОФШОРИЗАЦИЯ

Противодействие коррупции и возврат в страну изъятых у народа многомиллиардных средств являются одним из приоритетов деятельности Демократической партии Казахстана «Ак жол».

Только на уровне депутатских запросов, эта проблема ставилась нами не один десяток раз. В запросах фракции ДПК «Ак жол» регулярно поднимались конкретные вопросы возврата казахстанских капиталов из Кипра (в 2013 году), Швейцарии (в 2015 году), обстоятельства так называемого «панамского списка» (в 2016 году) и «Райского досье» (в 2017 году).

Депутаты Демократической партии «Ак жол» обсуждали проблематику де-офшоризации не только с казахстанскими госорганами, но и на встречах с членами Европарламента и другими коллегами в Брюсселе, Цюрихе, Пекине, Риге, Лондоне, Сингапуре и т.д.

Если раньше недобросовестные чиновники скрывали доходы, старались вести себя неприметно, то сегодня их близкие, напротив, демонстративно выставляют напоказ необъяснимые богатства и кичатся вызывающим образом жизни.

Подавляющее большинство предпринимателей не могут позволить себе такие экстравагантные траты, как коррумпированные чиновники среднего звена – вроде шикарных автомобилей или мебели из африканского эбенового дерева.

По оценкам международных экспертов, за годы независимости из страны незаконно выведено более 160 миллиардов долларов. Эта сумма удивительным образом совпадает с суммой внешнего долга Казахстана.

А кто-то не может найти работу, потому что эти деньги выведены из оборота и не инвестируются по целевому назначению. 

Если по уровню ВВП на душу населения Казахстан давно приблизился к восточно-европейским странам, то условия жизни рядовых казахстанцев далеки от европейских. Потому что как раз годовой ВВП у них украден и выведен в офшоры. Вот куда ушли и доходы, и уровень жизни каждого казахстанца. Только пользуются ими другие.

Нельзя отрицать, что государство ведёт жёсткую борьбу с коррупцией, в том числе - и по требованиям общества и нашей партии. Происходят нужные изменения в законодательстве, внедряются принципы FATF по обеспечению финансовой прозрачности и противодействию отмыванию денег, добытых незаконных путём. Ежегодно ловят за руку вымогателей тендеров на закупки государства и крупных компаний, задерживают высших чиновников, ведётся работа по возврату беглых коррупционеров и похищенных ими средств.

Но эта борьба никогда не станет полностью эффективной, если доверие граждан к государству будет по-прежнему падать, а работа госорганов, включая расходование государственного бюджета, по-прежнему будет закрытой информацией.

Как показывает опыт Грузии периода М.Саакашвили, главное противоядие коррупции – подотчётность чиновников перед обществом.

● Полагаем необходимым законодательно запретить выход по УДО для коррумпированных чиновников, отбывающих наказание в системе ИТУ. Это предложение с 2019 года неоднократно вносилось депутатами «Ак жол», в 2020 году такая норма были принята в УК РК, но только в отношении тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Считаем, что этого недостаточно и будем требовать запрета по УДО для всех коррупционеров.

● Кроме того, мы предлагаем ограничить права передвижения, выезда за границу и управления собственностью для коррупционеров даже после отбытия наказаний. В частности – запретить выезд за границу на 10 лет. Эта мера заставит их возвращать капиталы обратно в Казахстан, а не уезжать к спрятанным деньгам. Пусть инвестируют в собственную страну и строят достойную жизнь на родине.

● Ввести такой вид наказания осужденных коррупционеров, как запрет на проживание в городах республиканского значения и областных центрах. Пусть едут в малые города, райцентры и аулы, строят там дома, инвестируют в местный бизнес и поднимают качество жизни. Многие из них имеют накопления и хорошо разбираются в управлении финансами, пусть приложат свои капиталы и умения для развития регионов.

● Для пресечения хищений и вывода государственных средств под видом приобретения товаров и оборудования за рубежом на непрозрачных условиях, нужно запретить совершать сделки с предприятиями, зарегистрированными в зарубежных офшорных юрисдикциях госорганам и нацкомпаниям, а также исполнителям контрактов по госзакупкам и закупкам квазигосударственного сектора.

● Важнейшим инструментом противодействия коррупции является публичность власти и её подотчётность перед обществом. Нельзя закрывать рот прессе, Демократическая партия «Ак жол» выступает в защиту журналистов от преследований за разоблачительные публикации. Мы считаем необходимым не только полностью де-криминализировать статью о клевете, но исключить её из административного кодекса и перевести в сферу гражданских правоотношений.

 ● Другим приоритетным направлением в борьбе с коррупцией нужно назвать возвращение из офшорных зон в Казахстан многомиллиардных средствукраденных у нашего народа.

Депутатская фракция «Ак жол» неоднократно официально предлагала создать совместную группу с Европарламентом по возвращению нашей стране средств, украденных коррупционерами и выведенных в европейские страны.

Считаем, что эту работу нужно довести до практической реализации, а также добиваться создания аналогичных двусторонних групп со всеми странами, куда предпочитают выводить наворованные капиталы отечественные коррупционеры. Нужно добиваться, чтобы у коррупционеров «горела земля под ногами» и не было укромных уголков прятать наворованное.

● Демократическая партия «Ак жол» продолжает настаивать на отмене банковской тайны в отношении банковских счетов в офшорах членов правительства, акимов, руководителей других госорганов, нацкомпаний и госпредприятий.

● В соответствии с международным опытом, мы предлагаем ввести в законодательство понятие «богатство необъяснимого происхождения», как один из важных признаков коррупции.

Нужно обязать чиновников, обладающих имуществом и деньгами в офшорных зонах - объяснить происхождение их богатств. В случае отсутствия объяснений, Казахстан должен конфисковать эти деньги, или его конфискуют другие государства, как уже происходит там, где стали применять понятие «необъяснимого богатства».

Все эти предложения депутаты Демократической партии «Ак жол» неоднократно направляли правительству и генеральному прокурору в предыдущие годы, но получали уклончивые ответы.

Мы будем продолжать настаивать на их реализации.

С 2012 г. фракция «Ак жол» направляла в антимонопольные и правоохранительные органы депутатские запросы о коррупции и олигополии в сфере энергетики, подъездных ж/д путей, маркировки товаров,  необоснованном завышении тарифов, отсутствии инвестиций и выводе средств за рубеж.

Эти и другие подобные вопросы остаются в центре внимания Демпартии «Ак жол».

IV.СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Главной проблемой Казахстана и главной угрозой его государственности является нарастающий социальный разрыв между богатыми и бедными. Между тем, наше основное богатство – не нефть и металлы, а талантливый и трудолюбивый народ, который сегодня стакивается с унижениями и несправедливостью. Причём, это касается и малоимущих, и предпринимателей, и даже многих госслужащих.

Социальная справедливость и уважение государства к человеческому достоинству своих граждан определяются качеством образования и здравоохранения, доступностью жилья и достойной работы. Положение дел в каждой из этих сфер страдает от нехватки финансирования и воровства коррумпированных чиновников.

В Казахстане вообще не должно быть бедных. В нашей стране есть всё для этого – и ресурсы, и таланты, чтобы каждый человек в нашей стране имел достойное жильё, достойную работу, чтобы его уважали и сограждане, и государство.

В такой богатой стране, как Казахстан, правительство и уполномоченные государственные органы не должны допускать ситуаций, когда родителям приходится собирать деньги на лечение детей, а матери вынуждены работать по ночам и оставлять малышей без присмотра.

Для обеспечения социальной справедливости:

Надо ограничить процентные ставки кредитов по ипотеке, потребительским товарам, МСБ и на неотложные нужды населения – не более 7-8%.Для этого разработать подходы социального кредитования малообеспеченных групп населения.

● Нужно установить бережное отношение к накоплениям народа, обеспечить прозрачность в деятельности ЕНПФ и Фонда социального и медицинского страхования. Бюджеты этих фондов, зарплаты и расходы их сотрудников должны открыто обсуждаться обществом и утверждаться Парламентом.

● Демократическая партия «Ак жол» предлагает разрешить гражданам, вкладчикам ЕНПФ, самостоятельно управлять размещением средств их индивидуальных счетов, в том числе размещать свои накопления в ЕНПФ на депозиты в банках второго уровня, в пределах объёма государственной системы гарантирования вкладов. Объёмы государственного гарантирования по таким депозитам следует пересмотреть в сторону увеличения. Тогда граждане получат более высокую доходность по пенсионным накоплениям, а банки получат дополнительные финансовые ресурсы для кредитования экономики.

● Работу Фонда социального и медицинского страхования следует привязать к конкретным вкладчикам.

Каждому гражданину нужно закрепить его персональный счёт в ФСМС, куда будут зачисляться его платежи, и откуда, только по согласию самого вкладчика, могут оплачиваться деньги за его лечение или его близких. Тогда человек будет сам выбирать клинику и врача, а в случаях некачественного лечения – сможет отказаться от оплаты таких услуг.

Тогда персонал будет внимательно относиться к своим обязанностям, а добросовестные медицинские работники будут получать достойную оплату своего тяжёлого труда. Это и есть рыночная страховая медицина.

● В целях улучшения жилищных условий в сельской местности, необходимо ввести доступное ипотечное кредитование на селе на покупку, строительство или улучшение (ремонт, реконструкцию) жилья. Такая ипотека должна быть доступной и субсидироваться государством.

● Для поддержки сельской молодёжи, переезжающей в города, акиматы должны массово строить компактное социальное жильё, с помещениями под небольшие производства, образовательные учреждения и социальную инфраструктуру.

Такое жильё должно быть скромным и недорогим, чтобы у молодёжи была мотивация по мере адаптации в городе, получения образования и работы - вставать на ноги и самостоятельно обеспечивать себе более комфортные условия.

● Для мотивации молодых семей Демократическая партия «Ак жол» с 2013 года настойчиво предлагает ввести субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам для молодых семей в размере 25% при рождении каждого ребенка. Тогда при рождении второго ребёнка государство будет субсидировать 50% ипотеки, а при рождении 4-го ребёнка, такая семья должна получать субсидию на всю сумму ипотеки.

Сегодня правительственные программы  ориентированы на многодетные семьи. Но никакая семья не становится сразу многодетной. Нужно поэтапно стимулировать молодёжь к рождению каждого очередного ребёнка.

● Социальная защита – минимальная пенсия, минимальная зарплата и социальные пособия должны рассчитываться не в МРП, а в прожиточном минимуме, который должен определяться из реальной стоимости потребительской корзины, включающей необходимые затраты на полноценное питание, одежду, коммунальные расходы и проезд на общественном транспорте. В европейских странах в потребительскую корзину включатся и расходы на культурный досуг, так как он также влияет на качество жизни.

● Ситуация с пандемией выявила как провалы в цифровизации образования, здравоохранения, социальных выплат, так и её насущную необходимость. Развитие цифровых, в т.ч. удалённых, методов взаимодействия государства и граждан, организаций и клиентов – общемировой тренд.

Крайне важно, чтобы эта работа проводилась в гармонизированном и взаимодополняющем формате. Например, очереди на жильё в каждом городе должны вестись в открытом доступе, чтобы каждый мог проследить её продвижение и выявить мошенничество.

● В этой связи, предлагаем ввести открытый мониторинг распределения социального жилья, чтобы каждый мог видеть как продвигается его очередь. Если же выданное акиматами жильё сдаётся в аренду третьим лицам, или перепродано – такие квартиры должны изыматься и перераспределяться инвалидам, сиротам и многодетным семьям, стоящим в очереди.

● Ситуация с пандемией высветила бесправное положение и огромные риски для здоровья и жизни медицинских служащих. По аналогии со статусом педагога, необходимо принять Закон «О статусе врачей и медицинских работников», закрепить их выплаты за риски, защитить профессиональное и человеческое достоинство.

● В 2022 году, после почти десятилетия требований демпартии «Ак жол», был принят закон о банкротстве физических лиц. Но Правительство и Нацбанк в нём снова уклонились от нашего главного требования – запретить банкам и коллекторам отбирать у людей их единственное жильё. Будем продолжать бороться за эту норму.

● В приоритете социальной политики Демократической партии «Ак жол» - качественное и доступное образование. Таланты детей не зависят от места жительства или рода занятий их родителей, каждый ребёнок имеет право на успешное будущее.

Но если для городских талантливых детей имеются разные возможности получить качественное образование в разных специальных школах, то у сельских школьников таких шансов очень немного.

Поэтому необходимо создание условий для одарённых детей из сельской местности.

Учитывая непреходящую важность для будущего страны работы учителя, необходимо обеспечить рост зарплаты педагогов до уровня стран ЕвроСоюза, освободить их от оформления массы ненужной отчётности и бюрократии. Надо запретить привлекать учителей к посторонней работе, ограничить участие педагогов в избирательных комиссиях.

Для повышения качества образовательных программ и научного потенциала вузов, придать им реальную автономность, повысить роль Ученого совета в вопросах организации научной деятельности, избрании ректора. Гарантом поступательного развития вуза должно являться само академическое сообщество.

● Нужна отдельная и системная программа против отъезда из страны талантливой молодёжи, против «утечки мозгов». То, что ежегодно Казахстан покидают и уже не возвращаются тысячи талантливых юношей и девушек – это наша национальная беда.

Жить и работать в Казахстане, получать перспективы роста на родине должно быть гораздо привлекательнее, чем в любой другой, чужой стране.

V. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В Казахстане вместо рыночной экономики сформировался государственно-монополистический капитализм, ограничивающий честную конкуренцию и частное предпринимательство.

Повсеместное вмешательство государства в экономику, начиная от создания квазигоспредприятий, и заканчивая неадекватной политикой Нацбанка – привело не только к формированию огромного числа нахлебников на шее у общества, но и к дискредитации предпринимательской инициативы и честного труда в малом и среднем бизнесе.

Сегодня заниматься своим делом становится всё рискованнее, и уже не только для собственности, но и для здоровья и свободы предпринимателя.

Экономика становится всё более неповоротливой, всё хуже справляется с обеспечением социальных обязательств государства, из-за чего бесконтрольно растёт внешний долг и проедается Национальный фонд.

Предложения фракции «Ак жол» о проведении приватизации по принципу «народного капитализма», разработанному Артуром Лаффером, автором программ приватизации М.Тэтчер и в Чили – остались неуслышанными (депзапрос от 11.09.2019).

Большинство других мер государства сводятся к усилению административного давления на бизнес и закручиванию гаек. В своих выступлениях в Парламенте фракция «Ак жол» приводит сотни таких примеров.

В результате возрастает импортозависимость экономики, производство не покрывает потребностей даже по базовым продуктам. Это ведёт к инфляции, девальвациям и снижению уровня жизни граждан.

Нацбанк упрямо следует теории повышения ставок, не понимая, что монетарные инструменты неэффективны без собственного производства, в отсутствие которого дорогие кредиты ведут лишь к дальнейшему уничтожению экономики и разорению граждан и МСБ. В нынешнем виде такая политика генерирует лишь доходы для банков, которым становится выгоднее вкладывать средства не в кредитование экономики, а в ноты Нацбанка.

Сам банковский рынок монополизирован 5 банками, которые контролируют даже не половину, а 65% банковских активов, а требования к созданию новых небольших и региональных банков – завышены для недопущения конкуренции.

Даже правительственная комиссия по демонополизации экономики, как следует из ответов на наши запросы, отстаивает только интересы государства, игнорируя ст.6 Конституции, гласящую, что в Республике равным образом защищаются государственная и частная собственность.

Следствием этого является огромная пропасть между богатыми и бедными. Невозможно всех казахстанцев сделать нефтяниками или банкирами. Но можно дать каждому шанс заработать свою долю в национальном доходе через малый и средний бизнес.

Учитывая вышеизложенное, Демпартия «Ак жол» предлагает Правительству отойти от разовых подходов «ручного управления», когда одни решения противоречат другим, одни субъекты получают внеконкурентные преимущества, а другие выживают, как могут. Ключевую роль в этой системе играют чиновники, сидящие на распределении преференций. Поэтому они такие важные и «упакованные».

Но в реально рыночной экономике чиновник – не «начальник» над бизнесом, а помощник и союзник для предпринимателей.

● Для возвращения к рыночным основам, считаем необходимым приступить к разработке комплексной программы по либерализации, разгосударствлению и демонополизации национальной экономики.

● Эта программа должна включать смягчение политики Нацбанка и усиление конкуренции на рынке кредитования, возможно – включая введение процедуры принудительного дробления крупнейших банков.

● Программа либерализации должна содействовать сокращению госучастия в экономике и приватизации нацкомпаний не путём обогащения избранных, а через справедливую оценку трудового вклада общества и МСБ в национальный продукт.

● Программа призвана сократить социальный разрыв между богатыми и бедными, через формирование полноценного среднего класса; обеспечить социальную защиту населения не выкручиванием рук бизнесу, а повышением доходов граждан.

● Либеральная экономика сможет сдерживать инфляцию не высокой ставкой Нацбанка, а отечественным производством базовых продуктов.

● В работе по демонополизации, да и в целом, Программа должна ориентироваться на равную защиту интересов как государственной, так и частной собственности.

● Программа должна подразумевать сокращение не только функций, но и самих чиновников, сидящих на контроле за бизнесом или на распределении льгот, потому что иначе они сами выдумывают себе новые функции вместо прежних.

Поддержка предпринимательства имеет значение не только в качестве развития экономического потенциала, но прежде всего – как главный инструмент борьбы с бедностью и безработицей, фактор формирования среднего класса и вовлечения казахстанцевв распределение национального дохода.

Мы подошли к той черте, когда перемены в экономике уже невозможны без политических реформ, и это связано с монополизацией и огосударствлением обеих сфер. Это препятствует частной инициативе и привлечению инвестиций. Красивые презентации вместо работающих предприятий в народе прозвали «слайдовой экономикой». А стране нужны реальные заводы и поднимающие их люди. Но в свою очередь, без экономической опоры либеральные политические реформы рискуют завязнуть в лозунгах. Поэтому экономические реформы необходимы, как материальное содержание реформ политических.

Настоящим двигателем этих реформ может выступать только массовый класс предпринимателей, продвигающих честную конкуренцию в экономике и обществе.

Именно на развитие такого класса предпринимателей направлена работа Демпартии «Ак жол», которая отстаивает интересы МСБ при разработке новых законов и постоянно вносит инициативы, способствующие созданию комфортных условий ведения бизнеса, справедливого налогообложения, доступного кредитования, прозрачного распределения ресурсов и земли, а также ограничения вмешательства госорганов в предпринимательскую деятельность

V.1. Ограничение вмешательства госорганов в предпринимательскую деятельность

● Главным условием успешной экономики является отказ государства от тотального регулирования рыночных отношений, либерализация экономической политики и перенос акцентов на адресную социальную поддержку нуждающихся. Нынешняя политика правительства нацелена на административные рычаги, такие как принудительной сдерживание цен, тотальный контроль за деятельностью малых и средних предпринимателей и концентрация распределительных функций (квоты, льготы, преференции) в руках чиновников. Это убивает честную конкуренцию и создаёт неправовые преимущества тем участникам рынка, кто в открытой экономике не выживет без государственных дотаций.

Демократическая партия «Ак жол» призывает отказаться от тотального вмешательства государства в экономику и контрольно-распределительных полномочий чиновников. В экономике решающее слово должно оставаться за честной конкуренцией, смелыми идеями и предприимчивостью. Вместо квот и разрешений на бизнес, государство должно через целевые субсидии на продукты питания, одежду, стоимость коммунальных услуг – помогать тем, кто реально нуждается. Всё остальное общество должно жить в рыночных условиях.

Тогда вырастут и обороты предприятий, и доходы людей, и налоги в бюджет для помощи бедным.

С этой целью следует:

● Внедрить и сделать открытой систему управления рисками, установив возможность проведения проверок только для субъектов с высокой степенью риска.

● Внедрить предупредительную систему выявления нарушений, когда контролирующие органы обязаны предупредить о выявленном нарушении и дать возможность предпринимателю самостоятельно его устранить без применения каких-либо ограничений и санкций.

● Сократить количество обязательных для сдачи отчетов, в первую очередь статистических и налоговых.

● Отменить маркировку товаров

● Уменьшить размер административных штрафов за нарушения в области предпринимательской деятельности, налогообложения и таможенной сфере, которые не соответствуют принципу соразмерности и справедливости и порождают коррупцию

●Полностью декриминализировать экономические нарушения. За них нужно наказывать экономическими же методами, прежде всего – штрафами.

Прекратить уголовные преследования предпринимателей, которые оборачиваются арестами, вымогательствами и уничтожением бизнеса. Аресты нужно заменить денежным залогом.

V.2. Справедливое налогообложение

● Обострилась тема нехватки продовольственных и потребительских товаров собственного производства. Эта ситуация создаёт импортозависимость нашего внутреннего рынка, болезненные инфляционные процессы и колебания курса валют.

Фракция «Ак жол» с 2012 г.ежегодно вносила предложения о внедрении дифференцированных ставок налогов по примеру стран Евросоюза и ОЭСР. Там гибкие ставки позволяют стимулировать инвестиции в приоритетные сектора и снижать себестоимость социальных товаров.

Нами были направлены более сорока запросов и предложений в законы, но правительство упорно блокировало такие предложения, ссылаясь на трудности для налоговых служб.

Бизнес услышал не чиновники, а президент К.Токаев в Послании 1 сентября 2022 года дав прямое поручение разработать новый Налоговый кодекс и ввести дифференцированные ставки. Поручение Президента поставило точку в этом десятилетнем споре, что можно считать победой здравого смысла и усилий нашей фракции в Парламенте. Остаётся лишь сожалеть об упущенном десятилетии и разорившихся за это время из-за безразличия госорганов малых и средних предприятиях.

Между тем, дифференциация налогов открывает возможности не только для поддержки приоритетных секторов, но и для пополнения бюджета – например, через серьёзное увеличение КПН для банков и крупных недропользователей с неадекватно высокими доходами и которые к тому же освобождены от НДС.

Теперь главное не дать бюрократам саботировать или извратить эти поручения в рамках разработки нового Налогового кодекса, в рамках которой считаем основными задачами:

● Ввести дифференцированные ставки налогов в зависимости от вида деятельности, отрасли, налогооблагаемой базы и категории налогоплательщика.

● Отменить обязательное взыскание пени с просроченной налоговой задолженности. Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения полностью передать в юрисдикцию суда.

Отменить признание сделок недействительными по иску налоговых органов как основание исключения из вычетов КПН и ранее отнесенного в зачет НДС по фиктивным сделкам. Единственным основанием должны быть приговор или постановление суда о признании счет-фактуры фиктивной согласно п 1) ч 1 ст 403 НК РК.

Повысить минимальный оборот для постановки на учет по НДС (порог по НДС) до 30 тыс. МРП

● Установить предельные сроки пилотных проектов по налогам, оценивать их эффективность через публичное обсуждение с бизнесом, возмещать участникам проектов вынужденные затраты.

Отменить СНТ и виртуальный склад, доработать ЭСФ и установить его единственным способом отслеживания перемещения оборота.

● Полностью освободить предприятия в свободных экономических зонах от всех видов налогов кроме ИПН. Их вклад в экономику – новые технологии, рабочие места и подготовка квалифицированных кадров.

Полностью освободить микробизнес и «самозанятое» население от налогов. Этим людям надо сказать «Спасибо» за то, что они работают на земле, не сидят на шее у государства и сами кормят свои семьи.

● В рыночных странах малые и средние предприятия не проверяются десятилетиями, так как по патенту работает весь МСБ в сфере обслуживания – магазины, кафе, фитнес-клубы, СТО – везде, где можно промониторить поток клиентов и среднюю сумму чека, на основании чего и высчитывается стоимость патента. Поэтому он и называется «вменённым налогом».

Налоговые органы только назначают, сколько то или иное кафе или мастерская должны заплатить за год, предприниматель покупает у государства такой патент - и больше никто не трогает этот бизнес, не донимает его своими проверками, отчётами и штрафами.

Если мы хотим массового предпринимательства – то нужно уйти от тотального контроля малого и микро- бизнеса, а налоговую отчётность для них заменить патентами. Если даже кто-то скроет от налогов лишние 10-20 тыс тенге – это не беда. Зато это решение создаст столько рабочих мест, сколько до сих пор не давала ни одна программа занятости, на которые бесполезно тратились миллиарды.

В действующем Налоговом кодексе предусмотрено патентное налогообложение, но оно содержит ограничения, делающие эту норму бессмысленной. Например – о том, что годовой оборот не должен превышать 2 млн тг. а у предпринимателя не должно быть наёмных работников.

2 млн т.г годового оборота - это 167 тыс тг оборота в месяц, где прибыль самого предпринимателя может составлять около 20-30%, т.е. 35-50 тыс тг./мес. Какой бизнесмен будет работать за такие деньги? Средняя зарплата в стране по официальной статистике на 2023 год уже 338 тыс тг. Кроме того, даже в самом маленьком магазинчике или кафе всегда должны быть помощники, будь это члены семьи предпринимателя, или работники. Их зарплаты тоже должны входить в доход предприятия.

Для того, чтобы прибыль предпринимателя была хотя бы на уровне средней зарплаты, а также с учётом 3-5 работников и примерной рентабельности бизнеса в 20%, годовой оборот для патента нужно увеличить до 100 млн.тг. (338 000 тг х 20% рентабельности х 5 чел х 12 мес).

V.3.Финансово-инвестиционная политика

Демократическая партия «Ак жол» всегда выступала твердым сторонником всемерной поддержки частного, прежде всего - малого и среднего, бизнеса.

Мы считаем крайне необходимым внедрение реально привлекательных стимулов для инвестиций, таких как:

возврат до 50% инвестиций после запуска и устойчивой (более 3-5 лет) работы предприятий реального сектора экономики;

В 2015 г. в предпринимательский кодекс мы ввели норму о возврате 30% инвестиций, рабочую группу возглавлял председатель Демпартии «Ак жол». Но с тех пор, за 5 лет, ни одному, самому современному и высокотехнологичному предприятию, эти инвестиции так и не были возвращены. Более того, правительство вообще отменило эту преференцию.

● Нужно законодательное закрепление ответственности госорганов за неисполнение обязательств по предоставлению преференций в инвестиционных контрактах и проектах на территории СЭЗ.

Наши СЭЗы пустуют и не дают нужного эффекта, потому что предоставленные льготы не работают и отстают от аналогичных мер во многих других странах.

В целом, инвесторам должны предлагаться не те преференции, которые придумывают чиновники, а те, которые нужны самому бизнесу. Государство должно быть открытым для обсуждения любых видов преференций, под встречные обязательства инвесторов.

● В международной практике к числу важных инвестиционных преференций относится освобождение от налога прибыли, направляемой на реинвестиции (расширение, модернизацию) в производство. В 2021 г. правительство ввело такую преференцию в Налоговом кодексе, но только для предприятий, «реализующих инвестиционный приоритетный проект», где обязательным условием являются инвестиции более 2 000 000 МРП (6 млрд тг.) Т.е. эта норма даже не для всякого крупного бизнеса, за весь 2022 год такие инвестконтракты заключили считанные единицы.

Между тем, экономике нужны системные изменения, которые невозможно обеспечить без роста малого и среднего бизнеса, и стимулирования поэтапного перехода из малого в средний, а из среднего – в крупный бизнес.

Норму об освобождении от КПН прибыли, реинвестируемой в основные средства (здания, сооружения, оборудование) необходимо избавить от ограничений и в том числе распространить на малый и средний бизнес.

Помимо прочего, такое решение позволит вывести из тени реальные доходы, и вместо дробления в целях оптимизации налогов - направить их на укрепление материально-технической базы предприятий.

В целях преодоления негативных экономических тенденций, Демпартия «Акжол» предлагает осуществить следующие меры:

Актуализировать вопрос по снижению базовой процентной ставки НБ РК до 4-5% с соответствующим снижением процентов по кредитам БВУ. Аналогичным образом должна быть снижена доходность нот Национального банка по привлекаемым средствам от БВУ. Тогда свободные средства банки будут вынуждены направлять на кредитование экономики.

Лучшая защита от девальвации и инфляции – развитие собственного производства потребительских товаров. А когда Нацбанк говорит, что держит высокую ставку в целях сдерживания инфляции – на самом деле, он сдерживает производство, стимулирует импортозависимость и инфляционные ожидания в экономике.

На сегодняшний день в Казахстане отсутствует механизм проектного финансирования новых производств, эффективная стоимость капитала для промышленных предприятий составляет около 20% годовых, в том числе из-за политики Национального банка и регулятора по формированию резервов для банков второго уровня. Фактически банки кредитуют уже существующие промышленные группы под существующие активы, и не создают возможностей развивать новые производства. А перекос в сторону массового потребительского кредитования без опережающего финансирования производства, формирует импортозависимость и инфляционные ожидания.

Поэтому регулирование деятельности БВУ нуждается в серьёзной корректировке, чтобы задействовать резервы финансовой системы и снизить процентные ставки. Более того, для стимулирования кредитования экономики, в отношении БВУ полагали бы возможным рассмотреть и иные меры – такие, как запрет на выплату дивидендов с прибыли, формирующейся за счёт доходов по нотам Нацбанка и финансовой помощи государства.

● Следует запретить банкам отказывать в рефинансировании кредитов, если об этом просит МСБ. Как сообщают предприниматели, пока этот вопрос отдан на усмотрение самих банков, они сталкиваются и с проявлениями корпоративной коррупции, и с нежеланием БВУ снижать ставки для сохраняющих платежеспособность клиентов.

Демпартия «Ак жол» считает, что если предприниматель обратился за такой поддержкой – то банки обязаны её предоставить, тем более, средства, выделяемые государством, должны идти на финансирование экономики, а не на выплаты незаработанных «дивидендов» акционерам банков.

● Законодательно утвердить форму Типового договора банковского займа, запретив банкам добавлять в него кабальные условия, которые впоследствии делают договор невыполнимым, а граждан и предпринимателей – банкротами.

● Для доступного финансирования сельского хозяйства образовать Агробанк, с открытием филиалов во всех сельских районах.

Распространить меры поддержки МСБ на средний бизнес в форме ТОО. Сегодня эти меры (например, нулевая ставка КПН) применяется только к ИП.

В целях поддержания отечественных производителей и снижения их расходов на услуги монополистов, возобновить практику применения ночного тарифа для потребления электроэнергии по выбору самих предпринимателей. Сегодня отказ от ночного тарифа увеличил соответствующие затраты до 15%.

В целом, провести полномасштабную ревизию обоснованности тарифов монополистов (прежде всего в энергетике и ж/д транспорте) и их управляющих структур при акиматах, произвести перерасчёт и возврат излишне уплаченных сумм по необоснованно завышенным тарифам.

● Предлагаемая модернизация экономики должна рассматриваться, в том числе и через призму обеспечения низкоуглеродного развития и сокращения воздействия на окружающую среду в интересах нашего и будущего поколений.

Переработать законодательство о государственных закупках, обеспечив приоритет отечественных производителей и МСБ к госзакупкам и закупкам недропользователей, создать гарантии получения стабильных объемов работ и услуг для отечественного бизнеса.

В 2014 году Правительство исключило из Закона «О госзакупках» понятия «казахстанского товара» и «казахстанского производителя». Только депутаты Демпартии «Ак жол» выступили против, и 9 раз ставили на голосование сохранение этих норм, 9 раз другие две фракции проголосовали против нашей позиции и исключили защиту отечественного бизнеса из законодательства о госзакупках.

Впоследствии мы направили два десятка депутатских запросов с требованием принять закон «О закупках», чтобы защитить интересы казахстанских предприятий в нацкомпаниях и крупных недропользователях, но неизменно получали отказ. В 2021 г. с нашим участием был принят закон о закупках в системе «Самрук-Казына», но базовые требования снова не были учтены. Продолжим добиваться защиты интересов казахстанских предприятий.

Исключить госзакупки и закупки квазигоссектора из одного источника, как наиболее коррупциогенные и несправедливые.

● Обеспечить открытое и прозрачное распределение земли и контроль ее использования.

Как известно, одним из наиболее важных изменений в Конституцию в 2022 году стала норма о принадлежности земли и недр Казахстана народу Республики. Полагаем, что потенциал этой поправки выходит далеко за чисто политические рамки и способен сыграть огромную роль в практической экономике и изменении структуры хозяйственного комплекса РК.

Тем не менее, на практике остается проблемой как получение земельного участка для ведения хозяйства, так и бесконтрольное разбазаривание земель.

Работа по возврату земли далека от завершения, и не может быть завершена без полной и доступной информации о принадлежности участков.

● Для решения данных проблем необходимо полностью оцифровать все сельхозугодья и иные территории Казахстана и сделать эту информацию, а также процесс предоставления земельных участков прозрачными и доступными для всех субъектов земельных правоотношений

V.4. Сокращение квазигоссектора

Назрела экономическая и политическая необходимость ликвидации посреднических структур во взаимоотношениях государства и бизнеса. Институты развития, создававшиеся для поддержки бизнеса, фактически выступают «узким горлышком», сосредоточив выделяемые государством средства и ресурсы, и распределяя их через собственный фильтр, часто связанный с коррупционными механизмами. Миллиардные средства, выделенные на помощь бизнесу, сознательно не осваиваются, годами накапливаются на депозитах в БВУ, а полученные проценты распределяются между менеджерами в виде многомиллионных премий и бонусов.

Неосвоенные средства институтов развития следует возвращать в бюджет, как минимум – изымать в бюджет весь инвестдоход по их депозитам. У них достаточные зарплаты, учитывая низкую эффективность для бизнеса.

● Следует оставить действующими только те национальные компании, которые непосредственно связаны с естественными монополиями и исключительными государственными интересами. Все дочерние фирмы таких компаний через приватизацию передать в конкурентную среду.

Серьезным проблемным вопросом для бизнеса на местах стала деятельность СПК в регионах, которые сосредоточили в своем непосредственном влиянии земельные участки, месторождения общераспространённых полезных ископаемых и т.д. Доступ к этим ресурсам бизнес может теперь получить, только отдавая долю в проектах. Это привело к практическому превращению СПК в легальную форму вымогательства. При этом, как показывает практика, СПК не справляются даже с ролью стабилизационных фондов на продовольственном рынке.

Следует ликвидировать подобные СПК, с передачей их ресурсов в конкурентную среду.

● Демпартия «Ак жол» настойчиво предлагает использовать принцип «народного капитализма», разработанный Артуром Лаффером, автором программ приватизации в Великобритании и Чили. В данной методике часть акций приватизируемых госпредприятий передаётся обществу, трудовому коллективу и партнёрам из малого и среднего бизнеса.

Применение таких подходов действительно сделает совладельцами нацкомпаний не только олигархов из «Старого Казахстана», но и широкие слои казахстанцев, позволит им получать свою долю от национального дохода и оживит фондовый рынок.

V.5. Отношения с крупными иностранными недропользователями

● В целях развития перерабатывающих отраслей промышленности и производства готовой продукции, предлагается максимально понизить ввозные таможенные пошлины на сырьё, материалы, оборудование и комплектующие, используемые отечественными товаропроизводителями.

Для освоения отечественными предприятиями производства оборудования и комплектующих нефтегазового и горного оборудования, используемого крупными иностранными недропользователями в рамках сотрудничества с оригинальными производителями, необходимо освобождение такой продукции от НДС на внутреннем рынке. Иначе завозить чужое оборудование намного дешевле, чем покупать казахстанское.

● В то же время, импортозамещение не должно являться самоцелью, чтобы любой поддерживать неконкурентоспособный бизнес. Отечественная продукция должна отвечать самым высоким требованиям как в Казахстане, так и на международных рынках. В этих целях необходим коренной пересмотр политики технического регулирования в стране.

● Составной частью работы должны стать переговоры с крупными иностранными недропользователями, на которых приходится большая часть корпоративного рынка. Иностранные сырьевые гиганты безразличны к казахстанским производителям. Ими ежегодно импортируется продукции на сумму более 10 трлн. тенге, хотя многое из этого имеется или может производиться в Казахстане.

Демпартия «Ак жол» и ее парламентская фракции неоднократно высказывали возмущение отговорками местных госорганов по поводу 2-кратного отставания ВРП добывающих регионов по доле МСБ от общестранового ВВП, хотя именно там, где есть производственные гиганты, местный бизнес должен опережать средние показатели. В развитых странах недропользователи, помимо уплаты налогов, обязываются растить местные руководящие кадры, создавать совместные сервисные компании с местным бизнесом, налаживать переработку добываемого сырья, и т.д. И в наших добывающих регионах МСБ также должен опережать средние показатели по стране - ведь чем больше денег поступает сырьевым гигантам – тем больше их должно оставаться в оплату местным партнерам. А если этого не происходит – значит, вся прибыль выводится из страны. Но ведь помимо налогов от продажи наших невосполняемых природных богатств, Казахстан должен получать новые технологии, новые сервисные предприятия, новые подготовленные кадры.

Это говорит о недостаточной работе местной власти. Первые годы независимости, Казахстан активно продвигал свои ресурсы, шел навстречу инвесторам, что дало мощный импульс развитию страны. Но с тех пор родилось и выросло новое поколение казахстанцев, поколение независимости; наша страна стала другой, экономика ставит новые задачи. Многие из иностранных инвесторов, вложивших средства в первые годы независимости Казахстана, получили многократную прибыль на наших природных богатствах. Неужели вместо того, чтобы ссылаться на слабое качество товаров и недостаточную квалификацию работников, иностранным сырьевым гигантам за тридцать лет нельзя было обучить казахстанских специалистов, отобрать и вырастить из наших граждан первых руководителей компаний, помочь освоить технологии и наладить совместные производства закупаемых товаров? Почему в Атырау и Актобе инвесторы продолжают нанимать иностранных подрядчиков, а например, в Темиртау годами не оплачивают миллиардные суммы казахстанским предпринимателям за уже выполненные контракты?

Пришло время ставить такие вопросы не только Демократической партии «Ак жол» в парламенте, но и правительству и местным акиматам в переговорах с инвесторами. Нужно обязать иностранных инвесторов растить казахстанские кадры, закупать отечественную продукцию и оборудование, при необходимости – создавая совместное производство, начав с освоения заменяемых узлов и деталей.

С 2021 года по правилам ВТО прекратилось действие нормы Кодекса о недрах, которая хотя бы частично сохраняла преференции для отечественных предпринимателей в закупках сырьевых гигантов. Это огромная проблема. В нынешних условиях все страны защищают свои предприятия. Мы обратились к правительству с требованием защитить наших производителей и настаивать на пересмотре норм ВТО и ЕАЭС, ущемляющие интересы казахстанских компаний.

Привлечение иностранных работников должно носить исключительный характер и персонально рассматриваться на уровне министерства труда, НПП и федерации профсоюзов

Опираясь на норму о принадлежности земли и недр Казахстана народу Республики, народ и Правительство имеют полное право требовать от крупных недропользователей улучшения условий контрактов (включая СРП) для казахстанской стороны, причём не только в финансовом выражении. В законе «О промышленной политике» Демпартии «Ак жол» удалось настоять на включении в закон таких инструментов, как офсетные сделки и оффтейк-контракты крупных недропользователей с казахстанскими производителями. Т.е. вклад сырьевых гигантов должен выходить за рамки налогов и дивидендов, и прежде всего, выражаться в участии в изменении структуры национальной экономики, развитии или создании совместных обрабатывающих производств, передаче казахстанским партнёрам лицензий и технической документации на закупаемую самими недропользователями технику и оборудование и т.д.

Эта норма также создаёт предпосылки для подъёма сельского хозяйства, путём рационального использования земельных ресурсов, развития ирригации и мелиорации, возрождения отгонного животноводства, рекультивации пастбищ и сельхозугодий, развития лесного и рыбного хозяйства, организации хранения и сбыта продукции. Важную роль в этой работе должны сыграть меры господдержки агропромышленного комплекса.

Государство обязано поддержать людей дела - тех, кто зарабатывает сам, платит налоги в бюджет и дает работу другим.

VI. ВЗВЕШЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Демократическая партия «Ак жол» считает, что внешняя политика Республики, включая участие в интеграционных объединениях, должна опираться, прежде всего, на национальные интересы нашей страны, а также политику многовекторности в отношениях с основными субъектами на международной арене.

При этом, ни одно объединение не должно подвергать риску такие ценности, как Независимость и территориальная целостность Казахстана. Участие в интеграционных объединениях должно преследовать единственную цель – взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество, приобщение к лучшим достижениям человечества; и не претендовать на ограничение политической Независимости Республики.

В спорах и конфликтах государств считаем необходимым строго придерживаться международного права, принципов мирного сосуществования и гуманизма, избегать применения военных методов, несущих смерть и разрушения человечеству.

Необходимо поддерживать высокую степень обороноспособности, оснащать вооружённые силы самыми современными техническими средствами и средствами «гибридного» противостояния любым угрозам национальной безопасности и территориальной целостности Республики.

Как парламентская партия,  мы готовы совместно работать со всеми другими политическими силами и помогать нашей стране в реализации этих задач.

Ак жол, Казахстан!