Политическая программа партии

Демократическая партия Казахстана «Ак Жол».

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Утвержден на XVI внеочередном съезде партии.

19.11.2020 _

НЕОБХОДИМЫ ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Время показало, что ряд последних событий – своевременная передача власти Первым Президентом Республики Казахстан новому лидеру в цивилизованной форме – произошла в прошлом году.

Президентская система Н. Назарбаева выполнила свою историческую миссию по формированию государственных институтов, проведению радикальных рыночных и социальных реформ, налаживанию отношений с другими странами с момента обретения страной независимости.

Казахстан вступил в следующий этап как состоявшееся государство. И теперь нам нужны новые способы решения проблем. Государственная администрация должна быть полностью вовлечена в государственное управление и его контроль. 

Например, события с начала пандемии COVID-19 выявили недостатки системы вертикального управления. А бурные общественные дебаты выявили масштаб основных угроз независимости страны:

- бюрократия и коррупция,

- социальная несправедливость и разрыв между богатыми и бедными,

- монополизация экономики и власти.

За время полугодового карантина ухудшился уровень жизни населения. Малый и средний бизнес терпит крах. Не только бюджет, но и трансферты Нацфонда расходуются на текущие нужды, в том числе и на мародерство. Общественное недоверие к государственным институтам возросло, народ устал от монополии на власть.  

Стране нужны радикальные изменения в социально-экономической сфере и политической системе.

Опасность затягивания этих изменений состоит в том, что они могут привести к государственному кризису, как в Украине, Белоруссии и Киргизии. И главным гарантом независимости должно быть не оружие, а гражданское общество, уважающее и ценящее свое государство.

Поэтому альтернатива нынешней модели правления только одна - она ​​должна принять и осуществить глубокие социально-экономические и политические реформы. 

Демократическая партия «Ак жол» представляет программу изменений, которые приведут к НОВОМУ И СПРАВЕДЛИВОМУ КАЗАХСТАНУ.

  1. НЕЗАВИСИМОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ АЛАШ "

Независимость и национальные интересы являются главными приоритетами государства. Алихан Бокейхан, лидер Алашской национальной автономии в ХХ веке, сказал: «Люди без государства — сироты».

Первый Президент Независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что «ради независимости жертвовать нечем».

Обеспечение независимости Республики Казахстан и защита ее национальных интересов является обязанностью каждого, считающего себя гражданином республики. Независимость – это наша страна, наша земля, наш язык и наш менталитет. Независимость – это наша возможность выбирать свой путь, наша ответственность за будущее будущих поколений.

● Независимость и целостность страны – главные ценности, которые идут рука об руку с жизнью, правами и свободами каждого.

● В основе независимости – национальная идея «Алаш» лежит в основе свободы и страны казахского народа. Для казахского народа нет лучшей идеи, чем Алаш.

Депутаты Демократической партии «Ак жол» с 2007 года с парламентской трибуны независимого Казахстана поднимают позиции Алаш на государственный уровень.  

● Важнейшим достижением нашей независимости является то, что все этнические группы, проживающие в нашей стране, имеют взаимное уважение к национальным чувствам, языку и культуре друг друга.

● Демократическая партия «Ак жол» поддерживает расширение использования государственного языка . Нам необходимо внедрить казахский язык в экономику и финансы, государственное управление и работу иностранных инвесторов в соответствии с государственным статусом . 

Аналогичный законопроект, подготовленный фракцией «Ак жол» в 2012 году, был остановлен правительством. В ближайшее время партия повторно внесет законопроект о государственном языке.

● В этом году исполняется 100 лет Республике Казахстан, которая началась с автономии «Алаш» и положила начало современному Казахстану .

Сначала ее ошибочно называли «Кыргызской» автономной республикой, а спустя 5 лет, благодаря Султанбеку Кожановичу, Сакену Сейфуллину, Жалау Мынбаевичу и другим, нашей республике было возвращено исконное название нашего народа.

В прошлом году Демократическая партия «Ак жол» подняла вопрос об официальном праздновании правительством этой исторической даты и использовании названия «Казахстан» наряду с названием «Казахстан», которое было признано тоталитарной советской властью Эту инициативу поддержал и Институт истории имени Ш. Валиханова, но наши чиновники хранили молчание.

Однако наряду с названием «Казахстан» мы считаем целесообразным вернуть государственное название Республики Казахстан, представляющее нашу историческую уникальность.    

● В мае этого года Демократическая партия «Ак жол» поддержала распоряжение Президента К.Токаева о продолжении процесса реабилитации жертв сталинских репрессий. Мы призывали к международному признанию голода , учиненного советским тоталитарным режимом против казахского народа на международном уровне. Мы считаем, что следует переосмыслить подавление большевистскими войсками сотен казахских восстаний в период коллективизации, подвиги героев, отдавших жизнь за спасение своих аулов.  

Чтобы восстановить историческую справедливость, мы объявили политику декоммунизации одним из официальных направлений нашей партии.

● Земля стала одним из самых актуальных вопросов национальной идеи «Алаш». Как известно, мораторий на продажу земли истекает в следующем году после многочисленных митингов против передачи земли иностранцам.

В то же время Демократическая партия «Ак жол» предложила Правительственной земельной комиссии запретить не только продажу земли иностранцам в целях предотвращения сепаратистской деятельности , но и сдачу земли в аренду гражданам и компаниям, граничащим с нашей страной .

Однако чиновники не внесли это предложение в итоговый протокол комиссии.

В связи с этим накануне окончания моратория мы еще раз настоятельно требуем запретить продажу и аренду земли гражданам и компаниям соседних стран .

В апреле 2020 года партия «Ак Жол» сразу же возразила против опубликованной на сайте Правительства информации о том, что готовится законопроект о приватизации земли для предприятий стран ЕАЭС, гражданам и компаниям соседних стран нельзя отдавать нашу землю. " Однако после того, как председатель партии провел переговоры с руководителями профильных министерств по этому вопросу, чиновники отказались от этой идеи, и информация была удалена с сайта Правительства.

●  Считаем необходимым активизировать работу по возвращению наших соотечественников на историческую родину , обеспечить жильем, работой и помощью вернувшихся в страну наших братьев и сестер, помочь им быстрее адаптироваться в качестве полноправных граждан Республики Казахстан.

В 2017 году во время официального визита в Пекин представители партии «Ак жол» передали руководству Коммунистической партии Китая список из 112 репатриантов, арестованных в Китае, по словам членов семьи. Чиновники «Ак Жол» потребовали, чтобы их арестовали на законных основаниях. В результате 79 человек из списка были освобождены и возвращены в Казахстан.

● Рекомендуем юридически подтверждать казахстанское гражданство, а также выдачу долгосрочных виз иностранным работникам только после сдачи экзамена на знание основных требований Конституции РК, государственного языка и традиционных правил поведения в Казахстане. Как и в случае с Атырау в 2019 году, неуважение иностранных работников к нормам социального поведения, достоинству и национальным ценностям казахстанцев должно стать основанием для немедленной депортации из нашей страны .

● Демократическая партия «Ак жол» поддерживает традиционные религии народов Казахстана и стремится защитить духовную сферу общества от влияния иностранных сект и экстремистских течений. В то же время религия не должна влиять на политику, образование и государственное управление; Мы также считаем, что вмешательство государства в религиозные дела недопустимо. «Если казахи хотят, чтобы их духовные и религиозные дела процветали, мечеть должна быть отделена от государства», — писал Алихан Бокейхан.

● Эти и многие другие наши рекомендации основаны на принципах цифр Алаш, и мы считаем, что они актуальны в сегодняшней ситуации.

С 2012 года Демократическая партия «Ак жол» вот уже 9 лет проводит ежегодную научную конференцию молодых ученых «Ак жол в XXI веке». В нем обсуждаются актуальные вопросы в контексте идеологии Алаш.    

Мы рассматриваем политическое наследие «Алаш» как национальную идею модернизации Казахстана и будем настойчиво продвигать их идеалы в государственное строительство, экономику и общество.

Мы верим, что через 20-25 лет у Казахстана будут все возможности модернизировать свое общество и экономику и занять достойное место в мире , о чем мечтали руководители Алашорды . Столетие назад они руководствовались японским опытом, а теперь к ним присоединились Южная Корея, Малайзия и Восточная Европа.

Требуются не только природные ресурсы и суверенитет, но и политическая воля к изменению и изменению самих себя , основанная на таких основополагающих принципах, как парламентаризм, честная конкуренция, ресурсный национализм, модернизация, открытое и светское государство Девиз активистов «Алаш» до сих пор актуален: «Каждый камень нашей земли должен быть застегнут на груди казахов, а каждая горсть шерсти должна носиться тканью на плечах».

● Поэтому важнейшей частью нашей работы является приобщение общества и, прежде всего, молодежи к передовому образованию и культуре, в том числе политической культуре.

 Идея «Алаш» – это врожденный природный ресурс и сокровище каждого казаха.

Демократическая партия «Ак жол» готова реализовать эту идею совместно с другими общественно-политическими силами. Ни одна организация, в том числе и наша партия, не имеет «исключительного права» на идеологию «Алаш», потому что невозможно отстаивать чье-либо право на воздух, которым мы дышим, и свободу, которую мы имеем от рождения.

  1. ДЕМОКРАТИЯ И ПАРЛАМЕНТАРСТВО

Единственный путь устранения всех нынешних недостатков – это подчинение госорганов обществу , подотчетность власти, т.е. парламенту.

Основными институтами парламентаризма являются Парламент и местные маслихаты. Демократия – это парламентаризм. 

II.1. Демократическая партия «Ак жол» намерена укреплять институты парламентаризма и осуществлять постепенный переход от сильной президентской системы к парламентской республике  .

Нынешний этап дал возможность планомерного перехода к парламентарной республике и прямой замены строгой власти тормозами и уравнениями , что позволит учитывать альтернативные взгляды при решении задач государства.

● Казахстану нужен не только Национальный совет общественного доверия, но и Правительство национального доверия.

Согласно действующей Конституции, Президент является гарантом слаженного функционирования всех ветвей власти. Это означает, что Президент должен быть на равных как с Парламентом, так и с Правительством.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что правительство должно быть сформировано не главой государства, а партией, победившей на парламентских выборах, и что партия будет нести ответственность перед обществом за успехи и неудачи сформированного правительства. . Таков опыт демократий в развитых странах.

● Как логическое продолжение этих процессов, мэры городов (включая агломерации) и других населенных пунктов должны избираться прямым голосованием из числа представителей Народной партии и гражданского общества.

● Необходимо избавиться от практики управления ветвями правящей партии губернаторами и даже запретить ее законодательно. Это ярчайший пример монополизации власти. Акимы должны служить всему обществу, а не личным интересам чиновника.

● Необходимо расширить контрольные функции парламентов и маслихатов, наделить их правом проведения парламентских расследований событий, вызвавших общественный резонанс, нарушений прав и свобод граждан, коррупции в органах власти  .

● Возможности государства зависят от бюджета в решении любой проблемы. Однако значительная часть государственных средств расходуется на внебюджетные расходы и скрывается от общества. Тогда будут развиваться нарушения и коррупция. Поэтому главной задачей является утверждение и контроль расходования всех государственных средств в парламенте .

● Во-первых, это касается бюджетов национальных компаний и государственных предприятий . Многие из них не могут жить без поддержки государственного бюджета. Кроме того, есть те, кто получает кредиты из-за рубежа. Когда эти средства используются тайно от общественности, в этих сферах допускается коррупция. Поэтому национальные компании, их «дочки», различные государственные предприятия и общества с ограниченной ответственностью при министерствах и акиматах, такие как «СК-Фармация» или социально-предпринимательские корпорации, должны быть включены в расширенный государственный бюджет и обязаны отчитываться перед населением. об их затратах и ​​достижениях.

● Чистая прибыль национальных компаний и квазигосударственных предприятий должна быть включена в бюджет. Если через 5-10 лет любая такая компания попросит денег из бюджета - понятно, что она будет использовать государственные ресурсы и работать на свой карман, а не на государство. Такие компании будут ликвидированы и заменены частным бизнесом, который будет вкладывать свои деньги и платить налоги в бюджет.

Во-вторых, дополнительными налогами стали различные обязательные «членские», «накопительные», «страховые» и другие платежи, уплачиваемые гражданами и предприятиями. Например, вкладчики не могут распоряжаться средствами в фонде обязательного социального медицинского страхования. Есть конфликты вокруг Единого накопительного пенсионного фонда. Поэтому управление этими средствами, контроль за их расходами и доходами должны быть переданы парламенту .

● В-третьих, государственный бюджет – это сфера, в которой не грех быть осторожным. В демократиях  бюджетный контроль возглавляют члены парламентской оппозиции . Логика понятна - партия, победившая на выборах, будет распределять и исполнять бюджет, а ее оппоненты будут за этим следить.

В этом году по поручению Президента и при поддержке наших коллег по Мажилису Демократической партии «Ак жол» удалось принять вышеупомянутый закон «О парламентской оппозиции » . Таким образом, практика была прекращена, когда микрофоны наших депутатов были отключены, а поправки в законы были «цензурированы» Правительством .

Используя этот закон, необходимо постепенно превратить монополию власти в систему сдержек и противовесов.

● Государство должно не только слышать, но и иметь право решать. Недостаточно поднимать вопросы и получать обращения, гораздо важнее добиваться тех практических шагов, которых ожидает общество.

● В то же время важно, что Парламент имеет право выделять средства из бюджета на нужды избирателей , несмотря на противодействие со стороны Правительства .

Сегодня по закону бюджетные предложения депутатов не могут рассматриваться без согласования с Правительством. И  избиратели будут доверять парламенту, а не министрам.

Если бы у парламента были прямые полномочия по финансированию, не было бы недостатка в жилье для многодетных семей. Склады с боеприпасами, которые разбомбили под открытым небом , эвакуировали бы с окраин Арыси за 10 лет , что в десять раз дешевле, чем восстанавливать город.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что парламент должен выделить 1% бюджета на финансирование социально значимых вкладов избирателей (через бюджетные процедуры). Гораздо важнее построить пассажирский мост через железную дорогу или асфальтированную дорогу до сельской улицы, чем отдавать миллионы квазигосударственным компаниям.

II.2. Честные выборы – это проявление демократической открытости в любой стране. Казахстану необходимы избирательные реформы для защиты избирательных прав граждан и предотвращения фальсификаций на выборах. Например, на последних выборах в маслихаты около сотни кандидатов от партии «Ак жол» были дисквалифицированы за различные неточности в данных по налоговым платежам в размере 100-200 тенге .

● Запретить снятие с избирательной кампании «неудобных» кандидатов. Все требования к кандидатам должны быть рассмотрены в полном судебном процессе после того, как избиратели проголосовали.

В налоговых декларациях кандидатов должны быть установлены допустимые пределы, а сильные кандидаты не должны быть дисквалифицированы за незначительные недостатки. Поскольку регистрационный сбор кандидата установлен в размере 10 МРП, этот уровень должен быть утвержден в налоговой декларации как сумма, позволяющая участвовать в выборах.

● Считаем необходимым обязать участковые избирательные комиссии в течение часа после подсчета голосов составлять протокол об итогах голосования и предоставлять заверенные копии этих протоколов наблюдателям и официальным представителям кандидатов.

Запретить выносить урны для голосования из помещения для голосования до официального подсчета голосов и оформления протоколов.

Нарушение этих требований должно преследоваться по закону.

● Говоря о выборах, еще одним актуальным вопросом является использование административного ресурса в ходе избирательных кампаний. Лидеры, которые принуждали студентов к агитации, требовали от них сообщать, за кого они голосовали, и другие действия должны быть уволены.

Мы должны дать молодежи возможность сделать свой собственный выбор. Ограничивать свободу мысли молодых людей — все равно, что сознательно учить их лгать и чувствовать себя неполноценными. Потомки такой  нации вырастут угнетенными . И нам нужно свободное, сильное и уверенное в себе поколение, а не тиран.

Ровно век назад любимый поэт Алаша Магжан Жумабаевич спел «Верю в молодость». И почему мы не доверяем этим молодым людям через сто лет? Почему мы мешаем им делать собственный выбор?

Демократическая партия «Белая дорога» требует защиты свободы выбора и человеческого достоинства нашей молодежи.

● Привлечение к ответственности за нарушение процедуры выборов . Пора привлекать к ответственности за такие недостатки. Это связано с тем, что незаконно захватывают власть те, кто нарушает процедуру выборов, воруя голоса граждан или подкладывая бюллетени. Согласно Конституции, источником власти является народ. Захватить власть, украв их голоса, то есть захватить власть. Пора наказывать за такие действия.

Все эти меры необходимы для повышения доверия к избирательному процессу, участия избирателей и наблюдателей, прозрачности общественного контроля и выборов.

● Да, такие решения приводят к непредсказуемым результатам выборов. Однако сутью выборов не должны управлять чиновники, результаты которых должны зависеть только от волеизъявления электората, какова позиция Демократической партии «Ак жол».

Конечно, такая акция таит в себе такие риски, как популизм. Это гораздо лучше, чем потеря доверия людей к государству.

Нам пора научиться отстаивать и противопоставлять интересы государства в открытой дискуссии. Нет политической культуры людей, которые не умеют плавать без воды.

● Мы также считаем необходимым упростить регистрацию новых политических партий численностью до 10 000 членов , а также снизить партийный барьер на выборах в Мажилис и маслихаты с 7 до 5%.

● Наш выбор, выбор Демократической партии «Ак жол» – это европейский путь развития , европейские подходы к отношениям между государством и обществом, европейские стандарты качества жизни.

Кроме того, Демократическая партия «Ак жол» рассматривает не только внедрение в будущем европейских подходов, но и ставит вопрос о                                     вступлении Казахстана в Евросоюз .

  1. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И       ВОЗВРАТ
    ОФШОРНЫХ СРЕДСТВ

Борьба с коррупцией и возврат выведенных в офшоры миллиардов являются одним из приоритетов Демократической партии «Ак жол».

С парламентской трибуны мы неоднократно требовали от правительства и генерального прокурора вернуть офшорный капитал с Кипра (2013 г.), Швейцарии (2015 г.), Панамского списка (2016 г.) и Парадайз-файла (2017 г.).

Депутаты от Демократической партии «Ак Жол» обсуждали возврат офшорных товаров не только с государственными органами, но и с депутатами Европарламента и коллегами из других стран в Брюсселе, Цюрихе, Пекине, Риге, Лондоне, Сингапуре и других странах.

Если раньше нечестные чиновники пытались скрыть свои доходы и действовали необъяснимо, то теперь их близкие родственники, наоборот, не стыдятся показывать народу неведомые богатства .

Подавляющее большинство предпринимателей, подобно коррумпированным чиновникам из среднего класса, не могут позволить себе непомерные расходы, такие как покупка роскошных автомобилей и мебели из африканского черного дерева. По оценкам международных экспертов, за годы независимости из страны контрабандным путем было вывезено более 160 миллиардов долларов. Эта сумма равна сумме внешнего долга Казахстана.

А когда некоторые люди не могут найти работу, столько денег выводится из обращения и тратится не по назначению.

Если по показателю ВВП на душу населения Казахстан уже давно ближе к странам Восточной Европы, то уровень жизни рядовых казахстанцев гораздо ниже, чем в Европе. Потому что их годовой ВВП был украден у них и вывезен в офшоры. И доходы, и уровень жизни каждого казахстанца ушли в офшор. Их используют другие.

Государство борется с коррупцией. В частности, нельзя исключать требования членов общества и нашей партии. Вносятся необходимые изменения в законодательство Республики Казахстан, в том числе в принципы Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФАТФ) по обеспечению финансовой прозрачности и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Ежегодно ловят вымогателей и арестовывают высокопоставленных чиновников при госзакупках крупных компаний. Они работают над возвращением сбежавших коррупционеров и их украденных денег.

Если о работе государственных органов, в том числе о расходах государственного бюджета, будет оставаться закрытая информация, доверие граждан к государству будет продолжать снижаться, то эта борьба никогда не будет в полной мере эффективной и малоэффективной.

Опыт Грузии показывает, что главным инструментом в борьбе с коррупцией является подотчетность чиновников народу .

● Считаем необходимым запретить условно-досрочное освобождение коррупционеров, отбывающих наказание в уголовно-исполнительной системе Это предложение было внесено депутатами «Ак Жол» в 2019 году, но Правительство и Генеральная прокуратура его не поддержали.

● Мы также рекомендуем ограничить право коррумпированных чиновников на свободное передвижение, выезд за границу и распоряжение своим имуществом даже после отбытия наказания . Эта мера необходима, чтобы вернуть капитал в Казахстан, не убегая от своих спрятанных денег. Пусть такие продажные люди инвестируют в свою страну и служат своей стране.

● Ввести вид наказания, запрещающий осужденным проживать в городах республиканского значения и областных центрах. Отправляйтесь в малые города, райцентры, села и стройте достойное жилье для населения, инвестируйте в местный бизнес и улучшайте качество жизни. Они также имеют опыт управления фондами со своими накопленными средствами. Пусть используют этот капитал и знания для развития регионов.

● Запретить хищение и высвобождение государственных средств в виде закупок товаров и оборудования за рубежом на непрозрачных условиях, запретить государственным органам и национальным компаниям, а также исполнителям договоров о государственных закупках и квазигосударственных закупках у предприятий, зарегистрированных в иностранных оффшорных юрисдикциях.

Депутаты от партии «Ак Жол» раскрыли многое, например, то, что система МВД была оснащена офшорной компанией. На этот раз благодаря запросу фракции «Ак Жол» были выявлены миллионные финансовые нарушения.

● Важным инструментом в борьбе с коррупцией является прозрачность власти и ее подотчетность обществу. Прессу нельзя заставлять замолчать, так как Демократическая партия «Ак Жол» работает на защиту журналистов, а не на их преследование за разоблачение публикаций. Считаем, что необходимо не только изъять уголовное дело о диффамации за статью журналиста, но и изъять его из КоАП и перевести в сферу гражданского права .

● Еще одним приоритетом в борьбе с коррупцией является возврат в пользу страны миллиардов долларов, выведенных чиновниками из офшоров .

Депутаты фракции «Ак жол» неоднократно предлагали создать совместную группу с Европарламентом для официального возврата в страну средств, переведенных в страны Европы путем коррупции.

Мы считаем, что эта работа должна быть завершена на практике, а также создание двусторонних групп со всеми странами, которые стремятся разоблачить скрытый капитал внутренней коррупции в других странах.

Коррупция должна быть «сожжена дотла» и коррумпирована.

● Демократическая партия «Ак Жол» продолжит работу по требованию разглашения банковской тайны в отношении офшорных банковских счетов членов Правительства, губернаторов, других государственных органов и руководителей национальных компаний и госпредприятий .

● В соответствии с международной практикой предлагаем включить в законодательство понятие «богатства неизвестного происхождения» как один из важнейших признаков коррупции .

Должностные лица, имеющие имущество и деньги в офшорных зонах , должны быть обязаны объяснять происхождение своих богатств. При отсутствии разъяснений Казахстан должен конфисковать деньги или, как начинает применяться понятие «непонятное богатство», они должны быть конфискованы другими государствами.

Все эти предложения неоднократно направлялись депутатами Демократической партии «Ак жол» в Правительство и Генеральную прокуратуру в последние годы, но нам приходилось от них отказываться и получать уклончивые ответы.

Мы требуем их выполнения.

● Согласно опыту Грузии, судебная и правоохранительная реформа должна быть важной частью демократического управления и справедливого государства.

Необходимо ввести выборность судей самим народом.

Век назад активисты Алаша говорили: « Люди несправедливы, если танец несправедлив. Справедливый судья не может никого бояться, кроме Бога, справедливое правительство можно заменить, если оно будет основываться на правилах и положениях », — сказал он. Неподкупность и репутация судьи должны быть гарантированы, и любой судья или сотрудник правоохранительных органов, имевший какие-либо контакты с лицом, осужденным за преступление или коррупционное преступление, должен быть немедленно уволен.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - В КАЗАХСТАНЕ

НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕДНЫХ

Главной проблемой страны и главной угрозой ее государственности является растущий социальный разрыв между богатыми и бедными.

При этом мы считаем, что нашим главным богатством являются не только нефть и металлы, но и наши талантливые и трудолюбивые люди , которых сегодня унижает несправедливость Это касается и малоимущих, и предпринимателей, и даже многих государственных чиновников.

Отношение к социальной справедливости и достоинству граждан страны определяется качеством образования и здравоохранения, доступом к жилью и достойной работе .

Каждый из этих секторов страдает от нехватки финансирования и воровства со стороны коррумпированных чиновников.

В Казахстане вообще не должно быть бедных . Создатель дал нам природные ресурсы и таланты, каждый в стране должен иметь достойный дом, достойную работу, которую должны уважать и соотечественники, и государство.

В такой богатой стране, как Казахстан, законы страны, правительство и органы власти не должны позволять родителям собирать деньги на лечение своих детей и заставлять матерей работать по ночам и оставлять детей без присмотра .

Для обеспечения социальной справедливости:

● Ограничить процентные ставки по ипотечным кредитам, потребительским товарам, малому и среднему бизнесу и потребительским кредитам не выше 7-8% .

● Для защиты граждан и их детей от коллекторов необходимо принять Закон о банкротстве физических лиц, который должен обеспечить безопасность одиночных заемщиков и социальную защиту малообеспеченных заемщиков. Наши граждане не должны остаться без крова!

● В целях сохранения сбережений населения необходимо обеспечить прозрачность деятельности ЕНПФ и Фонда социального и медицинского страхования. Средства этих фондов, заработная плата и расходы их сотрудников должны открыто обсуждаться и утверждаться парламентом.

● Демократическая партия «Ак Жол» предлагает разрешить самостоятельное управление размещением денежных средств на лицевых счетах вкладчиков в ЕНПФ, например, размещать свои сбережения в ЕНПФ на депозитах БВУ внутри государства. система страхования вкладов. Также необходимо пересмотреть вопрос об увеличении размера государственных гарантий по таким вкладам.

Тогда пенсионные накопления граждан будут иметь более высокий доход , а у банков появятся дополнительные финансовые ресурсы для кредитования экономики.

● Если накопления на пенсионных счетах будут размещены в банках, сумма достаточных накоплений составит 2-3 млн тенге, вместо заявленных Правительством 5-6 млн тенге. Другими словами, это финансирование значительно расширит количество потенциальных участников жилищных программ с 700 тысяч человек (по прогнозам правительства) до 1,5-2 миллионов и более человек .

●    Фонды социального и медицинского страхования также должны объединяться с конкретными вкладчиками .

Каждый гражданин должен иметь лицевой счет в Фонде, на котором учитываются его платежи, куда вкладчик может с его согласия оплатить лечение его или его близких.

Вкладчик должен иметь право отказаться от оплаты таких услуг, если с клиентом плохо обращаются или его отношения неудовлетворительны. Кроме того, сам Фонд обязан следить за качеством получаемых вкладчиками медицинских услуг и вести постоянную работу по жалобам пациентов (принимать необходимые меры).

Только тогда сотрудники будут более внимательно относиться к своим обязанностям, а квалифицированным медработникам будут платить за их нелегкий труд.

● Для поддержки переезда сельской молодежи из сельской местности в город акиматам следует массово производить малогабаритное социальное жилье с помещениями для производства, образовательных учреждений и объектов социальной инфраструктуры .

Такое жилье должно быть простым и доступным, чтобы молодежь могла адаптироваться в городе, получать образование, работать и создавать себе комфортные условия.

● В целях стимулирования молодых семей и повышения рождаемости Демократическая партия «Ак жол» с 2013 года предлагает 25% субсидию на каждую семью по ипотечным кредитам для молодых семей. Тогда при рождении второго ребенка государство должно будет покрыть половину ипотеки, а при рождении четвертого – всю.

Сегодня государственные программы рассчитаны на многодетные семьи. Но ни в одной семье не будет сразу много детей. Молодых людей следует постепенно поощрять к рождению каждого ребенка.

● Социальная защита должна рассчитываться исходя из прожиточного минимума, а не месячного расчетного показателя (МРП), минимальной пенсии, минимальной заработной платы и социальных пособий , которые должны определяться фактической стоимостью потребительской корзины, включая расходы на питание, одежду и коммунальные услуги. В европейских странах потребительская корзина также включает стоимость культурно-развлекательных мероприятий, так как это влияет на качество жизни.

● Обстоятельства, связанные с пандемией, сбои в сфере образования, здравоохранения, оцифровки социальных выплат, определили ее насущную необходимость. Развитие методов взаимодействия государства и граждан, организаций и клиентов в цифровом, в том числе дистанционном обучении, является одним из мировых трендов.  

Очень важно, чтобы эта работа проводилась скоординировано и дополняла друг друга. Например, в каждом городе должна быть открытая очередь на жилье. Поэтому каждый может отслеживать продвижение своей очереди на квартиру и выявлять мошенничество. Пока есть только сообщения о том, что квартиры сдавали чиновники акимата и их родственники, которые получили прибыль и купили несколько квартир. А инвалиды, сироты и многодетные матери десятилетиями ждали дом своей мечты.

В связи с этим рекомендуем проверить предоставляемое акиматами социальное жилье. В случае перепродажи или сдачи в аренду этих единиц социального жилья такие квартиры должны быть изъяты и перераспределены между малообеспеченными семьями, которые годами ждут своей очереди.

● Приоритетом социальной политики Демократической партии «Ак жол» является качественное и доступное образование. Детские таланты не зависят от места жительства или профессии родителей.

Если для одаренных детей в городах существуют разные возможности получить качественное образование в специальных школах, то для сельских учащихся таких возможностей очень мало.

Поэтому необходимо создать систему образовательных учреждений для одаренных детей в сельской местности.

● В целом нужна системная программа по прекращению оттока талантливой молодежи («потепление ученых») . Это наша национальная трагедия, что каждый год тысячи талантливых юношей и девушек уезжают из Казахстана и не возвращаются.

Возможности жить и работать в Казахстане и расти в стране должны быть гораздо более привлекательными, чем в любой другой стране.

  • Учитывая неоценимую роль учителей в будущем страны, необходимо поднять заработную плату учителей до уровня европейских стран, освободив их от ненужной бумажной волокиты и других обременений, в том числе ограничив их участие в избирательных комиссиях.
  • В целях совершенствования образовательной программы, научного потенциала и инфраструктуры вуза необходимо придать ему реальную автономию, расширить полномочия Ученого совета в организации учебного и научного процессов, избрании ректора. Иными словами, само академическое сообщество должно гарантировать долгосрочное поступательное и устойчивое развитие университета. 
  • События пандемии наглядно показали беззаконие и бедственное положение медицинских работников. Как и закон о статусе учителей, необходимо принять специальный закон «О статусе врачей и медицинских работников» , чтобы защитить их человеческое, материальное и профессиональное положение, а также утвердить выплаты за риск.
  • РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Поддержка предпринимательства важна не только как инструмент экономического развития, но и как ключевой инструмент решения проблемы безработицы, создания новых рабочих мест и обеспечения казахстанцев источником дохода.

Мы убеждены, что без политических реформ не может быть изменений в экономике . Это связано с монополизацией политики и экономики и государственной собственностью. Но без экономической поддержки либеральные политические реформы останутся просто лозунгами. Поэтому необходимы экономические реформы как материальное содержание политических реформ.

Движущей силой этих реформ могут быть только массы индивидуальных предпринимателей и бизнесменов, отстаивающих интересы открытости и добросовестной конкуренции в экономике и обществе. Демократическая партия «Ак жол» остается убежденным сторонником и сторонником частного предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса.

Считаем необходимым ввести инвестиционные стимулы, например:

● 50% возврат после запуска предприятий реального сектора экономики и стабильной (более 3-5 лет) работы;

В 2015 году мы ввели 30% доходность инвестиций в Предпринимательский кодекс, который возглавил председатель Демократической партии «Ак Жол». За прошедшие с тех пор 5 лет ни одно из самых современных и высокотехнологичных предприятий не вернуло инвестиции. Наоборот, правительство предложило вообще отменить такие льготы.

● Предусмотренная законом ответственность должностных лиц за непредоставление инвестиционных преференций должна быть закреплена в Кодексе об административных правонарушениях.

● Полное освобождение предприятий свободных экономических зон от всех налогов на 10 лет. Их вклад в экономику – это новые технологии, рабочие места и подготовка квалифицированных кадров.

Наша СЭЗ пустует и не дает желаемого результата, так как предоставляемые льготы не работают и отстают от аналогичных мер во многих других странах.

● По сути, инвесторам должны предлагаться преференции, которых требует сам бизнес, а не чиновники. Государство должно быть открыто для рассмотрения любых деловых предпочтений в соответствии с условными обязательствами.

В период пандемии президент и правительство предприняли комплексные меры поддержки бизнеса, на что были выделены значительные бюджетные средства. Многие из них, в первую очередь, сыграли значительную роль в снижении НДС на социально значимые товары с 12% до 8%, отсрочке налоговых платежей, отмене налогов на заработную плату и других столь же важных мерах в сфере налогообложения, в фактически защищая предпринимателей и спасая тысячи предпринимателей от краха.

Однако принимаемые правительством меры не дают желаемых результатов.    

Демократическая партия Казахстана «Ак жол» предложила реализовать следующие меры по устранению негативных экономических последствий ситуации с пандемией:

● Налоговая амнистия , освобождение малого и среднего бизнеса от налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль (КПН) и налога на имущество до полного восстановления платежеспособности МСП;

● Предлагается полное освобождение от налогов малых предприятий и самозанятых в сельской местности . Мы должны быть благодарны этим людям, потому что они работают в сельской местности, и мы должны их поддерживать, потому что они не зависят от государства и содержат свои семьи.

● Необходимо поставить вопрос о снижении базовой процентной ставки Национального Банка Республики Казахстан по кредиту банка второго уровня (БВУ) до эффективной процентной ставки, не превышающей 4-5% годовых. Таким же образом должна быть уменьшена сумма нот Национального банка по заимствованиям у банков второго уровня. Только тогда банкам придется тратить свободные деньги на кредитование экономики.

Лучший способ защититься от девальвации и инфляции – это развивать отечественные предприятия по производству товаров народного потребления. Заявление Нацбанка о том, что он сохранит высокие уровни кредитования БВУ для сдерживания инфляции, - наоборот, ограничивает производство, стимулирует импорт и подстегивает инфляцию в экономике.

  • На сегодняшний день в Казахстане отсутствует механизм проектного финансирования нового производства, эффективная стоимость капитала для промышленных предприятий составляет 16% в год из-за политики Национального банка и регулятора, создающего необходимые средства для БВУ. На практике банки кредитуют только действующие промышленные группы под залог, что не позволяет развивать новые производства.

Поэтому необходимо пересмотреть регулирование БВУ с целью мобилизации финансовых ресурсов и снижения процентных ставок по кредитам.

  • Прежде всего, по требованию бизнеса БВУ будут обязаны рефинансировать все имеющиеся кредиты по новой сниженной ставке 6% без прежней кредитной нагрузки.

На наш вопрос, почему до сих пор нет рефинансирования, фонд «Даму» одобрил рефинансирование 3000 предприятий, но сказал, что им надо куда-то ехать за субсидией.

Тогда, по данным Национальной палаты предпринимателей, более 1 млн предпринимателей застряли, 430 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса были закрыты или вынуждены приостановить свою деятельность? Это менее 0,1%. Хотя это мероприятие фонда «Даму» воспринимается бизнес-сообществом с большими надеждами, это реальный результат такой «поддержки».

 Национальный банк и Агентство финансового рынка должны работать с БВУ для регулирования такого рефинансирования.

Когда малый и средний бизнес просит рефинансирования, банки часто отказывают. Пока, говорят предприниматели, вопрос полностью в руках банков, поэтому, несмотря на четкие указания президента и большие деньги, выделенные на эти цели, банки не снижают процентные ставки, а предприниматели часто сталкиваются со взяточничеством в банке. Такая несправедливость должна быть остановлена.

  • До 2025 года следует отложить внедрение контрольно-кассовой техники с обязательной подачей данных и электронных счетов-фактур для МСП.
  • Обязать МСБ выплачивать налоговые льготы и выплачивать работникам не менее 50% высвобождаемых средств бизнеса до восстановления оборота МСБ.
  • Применение мер поддержки МСП к среднему бизнесу в форме ТОО В настоящее время эти меры (например, нулевой КПН) распространяются только на индивидуальных предпринимателей. 

 В целях поддержки отечественных производителей и снижения их затрат на услуги монополистов предпринимателям необходимо модернизировать и внедрить практику применения ночных тарифов на потребление электроэнергии по своему выбору . Сегодня отказ от ночных тарифов увеличил соответствующие расходы на 12-15%.

  • Улучшение экономики следует рассматривать с точки зрения освоения углеводородов и снижения негативного воздействия на окружающую среду в интересах будущих поколений.

● В целом необходима полномасштабная проверка обоснованности тарифов монополистов (прежде всего в сфере энергетики и железнодорожного транспорта) и их органов управления при акиматах , перерасчет и возврат излишне уплаченных средств по необоснованно завышенным ставкам.

● Существует экономическая и политическая необходимость устранения посреднических структур в отношениях между властью и бизнесом . Все институты развития, такие как Фонд Байтерек, КазАгро, Казахстанский инвестиционный фонд (КИФ) и др. Институты развития, созданные для поддержки бизнеса, по сути являются «тонкой шеей», концентрирующей выделяемые государством средства и ресурсы и распределяющей их через собственный фильтр, что зачастую связано с коррупционными механизмами. Миллиарды долларов, выделяемые на помощь бизнесу, не тратятся сознательно, годами накапливаются в депозитах БВУ, а полученные проценты распределяются между менеджерами.

Неизрасходованные средства институтов развития должны быть возвращены в бюджет, как минимум весь инвестиционный доход от их депозитов должен быть возвращен в бюджет . Учитывая недоиспользование средств, низкую инвестиционную активность и низкую эффективность вложений, их заработная плата должна поддерживаться на достаточном уровне.

● Должны работать только национальные компании, имеющие прямой контакт с естественными монополиями и особыми государственными интересами. Все дочерние предприятия таких компаний должны быть поставлены в конкурентную среду посредством приватизации.

Земля для местного бизнеса, общие полезные ископаемые и т. д. Деятельность общественно-предпринимательских корпораций (СПК) в регионах, сосредоточенных под их непосредственным влиянием, вызвала значительные проблемы. Это привело к фактическому превращению СПК в легальную форму вымогательства.
Такие СПК должны распространяться со свободным обращением их ресурсов .

● Обострилась проблема нехватки товаров народного потребления собственного производства. Эта ситуация сделала наш внутренний рынок зависимым от импорта, резких колебаний обменного курса и инфляционных рисков.

В рамках режима чрезвычайного положения Президент Казахстана принял добровольное решение о введении пониженной ставки НДС на ряд социально значимых товаров. Однако действующий Налоговый кодекс не предусматривает таких ставок. Дифференцированные ставки НДС широко используются странами ОЭСР и ЕС для поддержки социальных продуктов в приоритетных отраслях, в первую очередь продуктов питания, одежды, детских товаров, жилищного строительства и коммунальных услуг. Это важный инструмент экономической политики, позволяющий налогам играть стимулирующую роль.

Демократическая партия «Ак жол» с первого дня в парламенте предлагает внедрение таких механизмов в отечественную практику, нами направлено более двадцати вопросов и предложений к закону. Но правительство пресекает подобные предложения, ссылаясь на сложности для налоговых органов.

Своим решением Президент сделал шаг за пределы действующего Налогового кодекса, снизив ставку НДС на ряд социальных товаров с 12% до 8%, а такая мера была возможна в условиях чрезвычайного положения. Такой подход очень важен при вступлении в силу закона, мы отправили еще один запрос в Правительство 15 апреля 2020 года и попытались сделать это путем внесения изменений в Налоговый кодекс. Однако реакция государственных органов осталась неизменной:

"Применение пониженных ставок НДС усложнит налоговый учет, рекомендуется использовать менее обременительные механизмы", - сказал он.

Хотя в Европе прекрасно понимают, что налоги должны быть удобны для бизнеса, а не для чиновников, в нашей стране доказать это невозможно.

Демократическая партия «Ак жол» будет требовать введения пониженных ставок налога на добавленную стоимость для социально значимых товаров и приоритетных отраслей бизнеса на уровне 0-6% .

● В целях развития перерабатывающей промышленности и производства готовой продукции предлагается минимизировать ввозные пошлины на сырье, материалы и оборудование для отечественных производителей.

В целях развития отечественными машиностроительными предприятиями производства оборудования и нефтегазового и горнодобывающего оборудования , используемого крупными иностранными недропользователями в кооперации с крупными производителями , такая продукция должна быть освобождена от налога на добавленную стоимость на внутреннем рынке на определенный срок .

В противном случае импортировать иностранное оборудование будет гораздо дешевле, чем покупать казахстанское.

● Импортозамещение ни в коем случае не должно быть непреднамеренной целью для поддержки неконкурентоспособного бизнеса. Отечественная продукция должна соответствовать самым строгим требованиям не только казахстанского, но и международного рынка. Для этого необходимо в корне пересмотреть политику технического регулирования в стране.

●       Экономические недостатки должны быть полностью декриминализованы. Нарушения в экономической сфере должны наказываться экономическими методами, прежде всего строгими штрафами.

Необходимо прекратить уголовное преследование, ведущее к арестам, вымогательству и уничтожению бизнеса. Если необходимо расследование, арест должен быть заменен залогом.

● Прекратить необоснованное и повальное давление на бизнес различных непонятных группировок под прикрытием «эпидемиологического надзора». Этот «контроль» стал формой массового вымогательства и вымогательства с молчаливого согласия властей. Порядок проверки бизнеса четко прописан в Хозяйственном кодексе.

Кодекс предусматривает, что такая проверка должна быть проведена уполномоченным органом, то есть санитарно-эпидемиологической станцией (СЭП), и должна быть зарегистрирована в прокуратуре в течение одного дня.

Однако, по словам местных предпринимателей, проверки осуществляют мэрия и полиция, а СЭБ налагает штрафы только на основании их протоколов. Кроме того, мониторинговые группы сообщают, что они не проводят регулярных проверок кафе и гостиниц, принадлежащих родственникам чиновников. Штрафовать будут только тех, кто не даст "наводку" инспектору.

В итоге данные меры не защищают население от заражения, а стали очередной формой вымогательства бизнеса, уже пострадавшего от карантина.

Органы прокуратуры обязаны не только следить со стороны, но и защищать предпринимателей от таких «вымогателей». В связи с этим депутаты от Демократической партии «Ак жол» направили в правительство и прокуратуру запрос о регулировании деятельности мониторинговых групп.

Прокуратура должна защищать предпринимателей от подобных «рейдов» и не быть нейтральной в нарушении законных прав бизнеса.

● Необходимо вести переговоры с крупными иностранными недропользователями, которые составляют большую часть корпоративного рынка . Иностранные сырьевые гиганты равнодушны к казахстанским производителям. Они экспортируют более 8 трлн тенге в год, но большая их часть имеется или может быть произведена в Казахстане.

ДПК «Ак жол» и ее депутатская фракция неоднократно жаловались местным властям на то, что доля МСБ в доле МСБ в общем объеме производства страны (28,5%) в 2 раза ниже, чем в среднем по стране (10-15%) , а местный бизнес должен превышать средний показатель. В развитых странах, кроме уплаты налогов, недропользователи обязаны обучать местных менеджеров, создавать совместные сервисные компании с местным бизнесом, организовывать переработку сырья и т. д. берет на себя. В наших горнодобывающих регионах чем больше денег МСП получат от сырьевых гигантов, которые должны превышать средний показатель по стране, тем больше им придется платить местным партнерам. В противном случае вся прибыль будет вывезена из страны.

Но помимо налога с продаж наших невосполнимых природных богатств, разве Казахстан не должен получить еще и новые технологии, новые предприятия и новых специалистов?

Это свидетельствует о недостаточной работе местных органов власти. В первые годы независимости, благодаря деловым качествам Первого Президента, Казахстан активно перемещал свои ресурсы, обращался к инвесторам, давал мощный импульс развитию страны.

Но с тех пор родилось и выросло новое поколение казахстанцев, наша страна стала другой страной, впереди новые экономические вызовы. Многие иностранные инвесторы, вложившие средства в первые годы независимости Казахстана, давно оправдали свои вложения и неоднократно получали выгоду от наших природных богатств.Не должны ли иностранные гиганты тридцать лет обучаться помогать казахстанским специалистам, подбирать из наших граждан первых руководителей компаний, выращивать их, осваивать технологии и регулировать совместное производство закупаемых товаров, ложно ссылаясь на низкое качество товаров и отсутствие квалифицированного персонала? Почему в Атырау и Актобе продолжают нанимать иностранных подрядчиков в народное хозяйство, а в Темиртау годами казахстанские предприниматели не платят миллиарды за подряды?

Демократическая партия «Ак жол» считает, что пора поднимать такие вопросы не только в парламенте, но и на переговорах Правительства с иностранными инвесторами . Необходимо законодательно обязать иностранных инвесторов создавать совместные предприятия, начиная с развития казахстанских кадров, закупки отечественной продукции и оборудования, разработки запасных частей и комплектующих, при необходимости.

В 2014 году Правительство исключило из Закона о государственных закупках понятия «казахстанский товар» и «казахстанский производитель». Только депутаты от фракции «Ак жол» 9 раз проголосовали за соблюдение этих правил, две другие фракции 9 раз проголосовали против нашей позиции и сняли защиту отечественного бизнеса с госзакупок.

Впоследствии мы направили двадцать парламентских запросов с требованием принять закон «О закупках» для защиты интересов казахстанских предприятий от национальных компаний и крупных недропользователей, но они постоянно отклонялись.

С 1 января 2021 года по правилам ВТО перестанут действовать положения Кодекса о недрах, которые частично сохраняют за отечественными предпринимателями преференции в работе с сырьем. Тогда иностранные инвесторы могут полностью игнорировать казахстанский бизнес. И это большая проблема. В условиях пандемии, переросшей в глобальный экономический кризис, все страны защищают свой бизнес. Мы обратились к правительству с просьбой защитить наших производителей и пересмотреть правила ВТО и ЕАЭС, которые нанесли бы ущерб интересам казахстанских компаний.

Привлечение иностранных работников должно носить особый характер и рассматриваться отдельно на уровне Минтруда и социальной защиты, НПП и Федерации профсоюзов.

Государство обязано поддерживать деловых людей, которые зарабатывают деньги, платят налоги в бюджет и нанимают других.

  • СЕРЬЕЗНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

В условиях многих международных процессов, в том числе пандемии, возрастает политическая и экономическая роль крупных соседних стран, в первую очередь России, Китая и Турции.

События в Белоруссии и Киргизии, появление таких факторов, как война в Нагорном Карабахе, - еще раз продемонстрировали особое значение внешнеполитического курса нашей республики.

Демократическая партия «Ак жол» считает, что в международных отношениях интеграционные объединения должны основываться, прежде всего, на защите национальных интересов страны, а также многовекторной политике.

В этом контексте никакое объединение, в том числе Евразийский союз, не должно угрожать независимости и целостности Казахстана. Мы против создания «парламента над национальным уровнем», ограничивающего политическую независимость нашего государства, и других подобных идей. Единственной целью участия в интеграционных инициативах является достижение взаимной торгово-экономической эффективности и лучших мировых практик.

Кроме того, необходимо учитывать события по соседству, поддерживать высокий уровень обороны, оснащать Вооруженные Силы новейшей техникой и «гибридными» средствами для противодействия любой угрозе национальной безопасности и территориальной целостности.

Как парламентская партия мы готовы внести свой вклад в реализацию этих задач вместе со всеми другими политическими силами.

Ак жол, Казахстан!