22
Июль

Комментарии Азата Перуашева к предложенным поправкам Демпартии «Ак жол» в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые Конституционные законы РК по вопросам реализации послания Главы государства от 16 марта 2022 года»

Сегодня направил в Минюст предложения демократической партии «Ак жол» по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые Конституционные законы по вопросам реализации послания Главы государства от 16 марта 2022 года». Речь о приведении законов в соответствие новой редакции Конституции.

В нашей сравнительной таблице 58 поправок, касающихся ряда законов. Надеемся, что разработчик (Минюст) учтёт эти предложения до направления документа в Парламент. Если нет - фракция Демпартии «Ак жол» продолжит настаивать на своей точке зрения в рабочей группе Мажилиса.

Наверное нет смысла пересказывать все предложения - желающие могут ознакомится с ними в прилагаемой Сравнительной таблице. Тем не менее, наверное будет нелишним пояснить ключевые моменты.

***

По Закону «О выборах», Ст.9, п.2-1; Ст.113-2, п.4; Ст.113-3, п.3; Ст.113-5, п.п.7, 13; Ст.113-6, п.2

- На выборах сельских акимов ДПК «Ак жол» предлагает определять победителя абсолютным большинством голосов (более 50% избирателей).

Правительственный законопроект предусматривает определение победителя по относительному большинству, когда акимом может быть избран кандидат не набравший и половины голосов. По нашему мнению, это снижает легитимность таких выборов и доверие самих избирателей к фигуре акима.

- Несмотря на обещание Правительства исключить требование о наличии стажа госслужбы для выборов сельских акимов, на выборах в июле 2021 60% (!) претендентов от Демпартии «Ак жол» не были зарегистрированы кандидатами в акимы именно под предлогом отсутствия стажа госслужбы, со ссылкой на подзаконные акты. Большинство предпринимателей не работало на госслужбе, но это не должно ограничивать их право быть избранным акимом родного села, в котором они нередко и основные работодатели.

В этой связи, ДПК «Ак жол» предлагает внести поправку в требования к кандидатам в акимы - о наличии стажа руководства частным предприятием, а также общественным объединением или НПО.

- Мы также предлагаем наделить районные маслихаты правом выдвижения кандидатов в акимы сел (вместо районных акимов, в случае нехватки таковых кандидатов).

Аналогичная поправка предлагается нами в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении», Ст.6, п.2-11; Ст.24, п.2, п/п 2)

- В Ст.11, п 4-1; Ст.18, п.6; Ст.20-1, п.2, п/п 9); Ст.39, п.1; Ст.43, п.1; Ст.50, п.5

Демпартия «Ак жол» предлагает узаконить право наблюдателей и самих избирательных комиссий на ведение прямой он-лайн трансляции всех процедур на избирательных участках - от выдачи бюллетеней, опускания бюллетеней в урну - и до подсчёта голосов. Считаем, что такая мера, а также последующее хранение видеозаписей со всех участков на центральном сервере Центризбиркома может стать важным инструментом противодействия вбросам, манипуляциям при подсчёте бюллетеней и иным нарушениям выборного законодательства.

При необходимости пересчёта голосов также будет возможность просмотреть видеозаписи, т.к. каждый подсчитываемый избирательной комиссией бюллетень, по нашему предложению, должен фиксироваться на камеру с ясно различимой на нём отметкой голосовавшего.

Более того, оснащение видеокамер системой автоматического распознавания лиц позволит своевременно пресекать т.н. «карусели» с повторным голосованием одних и тех же граждан на разных участках. О том, что такие методы активно используются - вам расскажет любой участник, проходивший выборы по-казахстански.

На прошлых выборах моя помощница, придя на участок обнаружила, что за неё кто-то уже проголосовал и расписался за полученный от её имени бюллетень. На требования разобраться и позволить ей проголосовать самой, избирательная комиссия вызвала полицию, и штатного сотрудника Мажилиса попытались задержать за ... «воспрепятствование выборам»))) Только после прибытия юридической службы партии, девушку отпустили. Но проголосовать так и не разрешили.   

На неоднократные предложения Демпартии «Ак жол» разрешить прямую трансляцию хода голосования с избирательных участков, а также публикацию фото- и видеоматериалов с зафиксированными нарушениями, Центризбирком, в частности, отвечал, что это нарушает тайну персональных данных граждан (??).

Мы же считаем, что покушение на право всего народа самому выбирать власть является куда более опасным нарушением. И именно в качестве сдерживающей меры, вносим предложение - при фиксации нарушений выборного законодательства, фото и видеоматериалы с фактами нарушения, а также личность и изображение нарушителя не относятся к защищаемым персональным данным.

- В Ст.12, п.п.16-10, 16-11; Ст.14, п.п. 11-2, 11-3; Ст.20, п.8; Ст.20-1, п.1-1

Демпартия «Ак жол» предлагает отказаться от обязательной аккредитации независимых наблюдателей. Полагаем, что вводимые Минюстом нормы по аккредитации наблюдателей общественных объединений и некоммерческих организаций не отвечают принципам прозрачности и напротив, создают ограничения в выборном процессе.

Мы разделяем стремление государства исключить влияние внешних сил на внутриполитические, и прежде всего - электоральные процессы в нашей стране. Но считаем, что это можно и нужно делать, как у нас говорят, «не сжигая тулуп из-за одного клопа». В данном случае ставится под угрозу ключевой фактор: доверие общества к результатам выборов и самой власти. На наш взгляд, гораздо важнее пресекать иностранное финансирование самих участников выборов - партий и отдельных кандидатов. Как показывает опыт некоторых соседей (той же Украины), именно такая практика представляет наибольшую угрозу постороннего вмешательства.

- В Ст.50, п.1, п/п 11)

В связи с многочисленными сообщениями о вбросах бюллетеней в предыдущие годы и отсутствием реальной ответственности за такие нарушения, предлагаем ввести уголовную ответственность лиц, совершающих такие правонарушения.

Логика проста: единственным источником власти, согласно Конституции, является народ Казахстана. Подбрасывать незаконные бюллетени - значит, воровать у народа право самому выбирать власть, т.е. это покушение на захват власти (пусть и не силовым, а мошенническим путём). Считаем, что такие нарушения должны относиться к уголовным преступлениям.   

Аналогичная поправка предлагается в Уголовный кодекс, Ст.151, п.1

- В Ст.89, п.4; Ст.97-1, п.5; Ст.104. п.4

Полагаем необходимым избавиться от излишнего регламентирования квот в партийных списках. В целом, квотирование не есть слишком удачный инструмент, де-факто оно ограничивает свободу выбора и представляет собой вмешательство государства во внутренние дела общественных организаций.

В парламентской фракции Демократической партии «Ак жол» ещё до всяких квот, в V и VI созывах Мажилиса доля женщин составляла 40%. Заметьте, не среди кандидатов в списке, а среди реально ставших депутатами коллег. 

Мы руководствовались (и руководствуемся) не формальными признаками, а профессионализмом и востребованностью своих соратников. И считаем этот подход наиболее верным.

Напомню, когда в прошлом году в Европарламенте рассматривался законопроект о введении квоты для депутатов-женщин, то сами женщины выступили резко против, заявив, что не желают ограничивать права своих избирателей и предпочитают, чтобы депутатов ЕП избирали не по гендерным, а по деловым критериям.

Да, Казахстан - не Европа, и здесь некоторые социальные группы пока действительно нуждаются в поддержке. Но эта поддержка должна быть рациональной, а не мелочной и формальной. Она должна решать проблемы, а не создавать их.

К сожалению, практика показывает обратное. На предыдущих выборах партии столкнулись с требованиями избиркомов, чтобы в списках присутствовали обе категории - и женщины, и молодёжь. Это вело к искусственному раздуванию списков: например, в районные маслихаты наша партия выдвигала трёх-четырёх реальных кандидатов. В сельском районе это, как правило, фермеры, отцы семейных хозяйств. Но избиркомы не регистрировали списки, пока туда не добавятся 30% и женщин, и молодёжи - т.е. список разрастается до 5-6 кандидатов. При том, что каждый кандидат обязан вносить избирательный взнос, собирать данные для налоговой декларации, запрашивать информацию в ЦОНе и т.д., и т.п. Затраты времени и ресурсов в таких случаях возросли в полтора раза.

Теперь в эту квоту ввели граждан с ограниченными возможностями (инвалидностью). Очень важное решение. Но! На предыдущих совещаниях и Минюст, и ЦИК вновь заявили, что будут требовать присутствия в списках всех трёх категорий - и женщин, и молодежи, и граждан с инвалидностью. Такие требования фактически означают введение трёх раздельных квот (по 10% каждая). Но ведь это противоречит поручению Президента К.Токаева, в котором говорилось о введении одной (!) 30% квоты для всех трех категорий.      

Происходит подмена понятий и «редактирование» смысла инициативы президента. Тем самым искусственно создаётся масса  надуманных требований для партий. Решение текущих вопросов наши чинуши превращают в проблемы и у многих достойных граждан отбивают желание участвовать в этой чехарде. А может, всё это для того и делается, чтобы уважающие себя люди не лезли, «куда не следует»?

Исходя из проблемы, мы предлагаем «расшить» эту бюрократическую мешанину:

1) Исключить квотирование партийных списков, применяя квоту только при распределении депутатских мандатов;

2)Саму квоту применять по совокупности, на усмотрение партии. Т.е. разрешить партиям самим определять, сколько кандидатов из указанных социальных групп окажутся их депутатами в рамках выделенных 30%. Возможно, у партий социальной направленности будет сделан акцент на представительстве граждан с инвалидностью, а партии делового спектра сделают упор на женщинах (которых немало в МСБ), и т.п..

В конце концов, главная задача партий - выражать мнение своего электората и соответствовать ему, а не умозаключениям чиновников.

3) Либо применять квотирование только в тех случаях, когда партии получили 10 и более мест в Мажилисе. При меньшем числе мандатов, 30% квота составит 1-2 человека. Как уместить 3 социальные группы в 2 мандата? Три на два не делится, господа чиновники.

Ущемлять интересы какой-то одной группы (или двух) - тоже не дело; а увеличивать квоту за счёт других кандидатов - это уже незаконное вмешательство во внутренние дела партии.

Давайте уже решать эти барьеры, а не создавать новые.

Кроме того, предлагаем придерживаться единообразного подхода в отборе и определении молодёжи. Например, при отборе молодёжи на госслужбу в Президентский кадровый резерв установлен возраст до 35 лет.

А для избрания в парламент - до 29.

Неужели для принятия законов нужны менее опытные люди, чем те, кто будет по этим законам работать? Может напротив, для разработки норм и требований нужен более зрелый стаж и возраст? Предлагаем уравнять эти категории, и ввести определение молодёжи для партийных списков - в возрасте до 35 лет. 

Об этом же - наша поправка в закон «О политических партиях», Ст.15-1

***

По закону «О Парламенте».

- В Ст.9, п.8

Предлагаем продолжить работу по закреплению возможностей парламентской оппозиции. Обращаю внимание, что речь идёт о следующем составе парламента, и на вопрос, какие именно партии в нём составят парламентскую оппозицию - ответят сами избиратели.

В частности, мы предлагаем закрепить законом, что один из заместителей спикера Мажилиса должен избираться от оппозиции.

Сразу вношу ясность: речь не обо мне, любимом. Мне своих обязанностей хватает. И даже если вдруг поступит такое предложение - заранее отказываюсь, можете ловить на слове.

Но в Демпартии «Ак жол» немало других достойных людей, даже говоря о нынешнем созыве - Казыбек Иса, Дания Еспаева, Ерлан Барлыбаев, Берик Дюсембинов, Серик Ерубаев, Максат Раманкулов... Да и в других партиях такие претенденты найдутся. Главное - реализовать принцип многопартийности парламента не только среди депутатов, но и на уровне руководства палат. 

- В Ст.34-1, п.4

Демпартия «Ак жол» требует законодательно закрепить, что в рамках государственного информационного заказа и в государственных СМИ, работа и инициативы парламентской оппозиции должны освещаться в том же объёме, что и деятельность партии власти.

К сожалению, до сих пор привычки «Нур Отана» никуда не делись и остались у правящей партии несмотря на смену вывески. ГосСМИ и сайты, работающие на госзаказ (т.е. почти все) по-прежнему старательно освещают каждый шаг переименованной партии госаппарата, но замалчивают важные инициативы её оппонентов. Это нужно менять, освещение партий должно быть равным. Успешное применение этого принципа в период выборов показывает, что почти каждой партии есть, что рассказать обществу. Следовательно, его нужно распространить и на межэлекторальный период.

Аналогичные поправки предлагаются нами в Ст.4-3, п.п. 7-1, 7-2 закона «О средствах массовой информации».

- Ст.12

Демократическая партия «Ак жол» настаивает на введении института парламентских расследований по фактам коррупции в высших эшелонах власти, чрезвычайных ситуаций, связанных с гибелью людей; а также по системным нарушениям гражданских прав и свобод, и предлагает наделить этим правом парламентскую оппозицию.

Да, такие расследования должны проводиться с привлечением уполномоченных органов, например - по вопросам возврата капитала олигархов потребуется взаимодействие депутатов с Генеральной прокуратурой, АФМ и Антикором. Важно запустить сам институт парламентского расследования, главной задачей которого должно быть взаимодействие и координация усилий, а также - информирование общества о проблемах и их решениях.

Упор на парламентскую оппозицию сделан для обеспечения досконального изучения фактов и исключения благодушности. В таких вопросах, как коррупция, гибель людей или нарушения гражданских прав - нестыдно быть придирчивым и принципиальным.

- Ст.15, п.2-1

В реализацию принятого в 2020 г. (по инициативе фракции «Ак жол») права парламентской оппозиции на внесение альтернативного законопроекта, предлагается упростить порядок внесения таких законопроектов.

Если законопроект вносится оппозицией в альтернативу аналогичному законопроекту правительства, то для него не должно применяться  требование положительного заключения правительства, т.к. бюджет на решение вопроса уже был согласован для правительственного законопроекта. Альтернативный законопроект оппозиции в таком случае не должен выходить за рамки выделенного бюджета, но может предусматривать иной порядок использования выделенных средств.

- Ст.22-1, п.1.

Демократическая партия «Ак жол» предлагает, чтобы состав Правительства и кандидатуры министров выдвигала на рассмотрение Президенту партия парламентского большинства, по итогам парламентских выборов.

Тогда партия власти будет напрямую отвечать перед народом и за результаты, и за провалы своего Правительства.   

Этому же посвящена поправка фракции «Ак жол» в закон «О Правительстве» Ст.19, п.1, п/п.4  

- Ст.23, п.5

Полагаем необходимым дать возможность парламентской оппозиции готовить свой кадровый резерв для работы в Правительстве. В демократическом обществе любая правящая партия рано или поздно уступает власть. Это аксиома. Поэтому у оппозиции должны быть готовые кадры, имеющие опыт практической работы в Правительстве. Предлагаем дать возможность парламентской оппозиции вносить на рассмотрение Премьер-Министру свои кандидатуры вице-министров социально-экономического блока.

Этому же посвящена поправка фракции «Ак жол» в закон «О Правительстве» Ст.13, п.3

- Ст.34, п.6

Предлагаем изменить рассадку депутатов с пофамильной - на пофракционную, согласно международной парламентской традиции. Прежде всего, это облегчит взаимодействие и координацию работы фракций, особенно при обсуждении сложных законов.

***

В законе «О комитетах и комиссиях Парламента РК», Ст.7 - Демпартия «Ак жол» предлагает зафиксировать, что депутаты от парламентской оппозиции должны возглавлять не менее двух из семи постоянных комитетов Мажилиса. При этом, председатель комитета по финансам и бюджету  в обязательном порядке должен избираться от парламентской оппозиции. Это - рекомендация доклада «О роли оппозиции в демократическом парламенте» Венецианской комиссии Совета Европы. Логика проста: раз партия власти, в лице своего Правительства, имеет право распоряжаться бюджетом, то лучшим контролёром за обоснованностью расходов бюджета может быть только парламентская оппозиция. Это эффективный способ избежать круговой поруки в использовании бюджета, реальное применение механизма сдержек и противовесов представительной и исполнительной ветвей власти.

***

Кроме того, в п.3 Ст.14 закона  «О порядке организации и проведения мирных собраний», фракция «Ак жол» предлагает запретить акиматам отказывать парламентской оппозиции в проведении митингов и шествий. Несмотря на вроде бы введённый уведомительный характер митингов, Демократическая партия «Ак жол» ежегодно получает отказы акиматов на проведение своих ежегодных шествий «Алашқа тағзым» и проводит их полулегально. На заблаговременные заявки партия получает не просто отказы, но и угрозы о приказах полиции пресекать такие мероприятия, несмотря на  свободное проведение другими организаторами шествий, вроде «Бессмертного полка», с портретами Сталина и Берия.

Считаем, что мероприятия парламентских партий, получивших поддержку избирателей, не должны зависеть от прихоти чиновников. Источником власти является народ, а он эти партии поддержал.

***

В законе «О Правительстве», предлагаем вернуть ст.7 - об обязанности вновь назначенного Премьер-Министра представить и защитить перед Парламентом Программу действий своего Правительства.

Считаем, что работу Правительства нужно оценивать не только по освоению бюджета, но прежде всего - по исполнению его политической программы и реальному улучшению жизни народа.

Это главное условие реализации формулы «Сильный Президент - влиятельный Парламент - Подотчётное правительство».  

***

В законе «О политических партиях» (Ст.8, п.3) Демпартия «Ак жол» требует запретить акимам всех уровней состоять в политической партии. Такому требованию есть два основания:

1) Акимы, как и Президент, должны служить всему народу, а не только партии власти и своим корпоративным интересам;

2) Согласно Конституции, Президент не может быть членом партии. А согласно закону о местном государственном управлении, акимы являются не только главами госорганов, но и представителями Президента. Могут ли быть членами партии представители того, кому запрещено быть в партии? С нашей точки зрения - твёрдое «нет».

Аналогичные поправки предлагаются нами в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении», Ст.29, п.4; Ст.33, п.4; Ст.35, п.3;     

***

Бюджетный кодекс

В Ст.67-1, Ст.74, п/п 3-4), Ст.77, Ст.128

В реализацию конституционной реформы, которую президент К.Токаев в мартовском Послании обозначил как «расширение функционала Мажилиса и усиление парламентского контроля за бюджетом», Демократическая партия «Ак жол» в очередной (третий?) раз предлагает включить в бюджет и отчёты правительства о его исполнении -  бюджеты квазигоссектора (национальных холдингов и нацкомпаний), а также бюджеты всех структур, получающих финансирование от государства или платежи которым являются обязательными для граждан и субъектов предпринимательства.

Доходы и расходы квазигоссектора финансируются из государственных (народных) средств, поэтому просто возмутительно, что они до сих пор не стали частью бюджета. В результате, многие госпредприятия, показывая огромные убытки, продолжают выплачивать руководству неприлично высокие зарплаты, премии и бонусы. Всё это нужно поставить под контроль общества.

Еще более мутная история с различными фондами, получающими миллиардное госфинансирование, но работающими неизвестно как и на кого. Их бюджеты и расходы также подлежат утверждению и контролю парламента.  

Кроме того, мы считаем, что если государство обязывает общество оплачивать кому-то (ЕНПФ, Фонд обязательного социального и медицинского страхования, НПП «Атамекен», РОП или его преемник, Центр цифровых технологий при АО «Казахтелеком» и т.п.) - то Парламент должен контролировать расходование этих средств, которые де-факто являются налогами. 

В Ст.77

В рамках расширения функционала Мажилиса и реализации тезиса о влиятельном Парламенте, Демпартия «Ак жол» предлагает наделить Мажилис правом финансирования части наказов избирателей без обязательного согласования с Правительством, в общем объеме не более одного процента расходной части бюджета.

Мы считаем необходимым хотя бы частично уйти от правительственной цензуры депутатских инициатив, когда ни одно затратное предложение не может даже рассматриваться Парламентом без согласия Правительства. Общество избирает именно депутатов, а  не чиновников; и именно депутаты выражают нужды и интересы избирателей.

***

В заключение, упреждая комментарии скептиков, считаю нужным отметить следующее. Все вышеуказанные предложения появились не «вдруг», и не вчера. Эти поправки - результат многолетней работы и упорных дискуссий Демократической партии «Ак жол» в Парламенте, все они обоснованы и представляют собой единую систему. Причём, здесь представлен далеко не полный перечень наших взглядов, а только имеющие прямое отношение к рассматриваемому законопроекту.

Мы потому и требуем обеспечить освещение работы и инициатив парламентской оппозиции в СМИ и госинформзаказе, что власть по-прежнему старается работать на правящую партию и обходить молчанием принципиальные начинания её оппонентов.

Желающие узнать о наших подходах подробнее - могут ознакомиться с Политической программой Демпартии «Ак жол» - «Перемены неизбежны», принятой в 2020 г. и размещенной на официальном сайте партии https://akzhol.kz/ru/program

В своём обращении народу по итогам референдума 6 июня т.г., президент К.Токаев подчеркнул: «Изменения в Основной закон - это ... только начало наших реформ. Мы продолжим всестороннюю модернизацию страны.

На базе обновленной Конституции мы сформируем более эффективную модель функционирования всех институтов власти, укрепим механизмы сдержек и противовесов между ними».

Демократическая партия «Ак жол» реальными шагами поддержала поправки в Конституцию. Теперь мы предлагаем конкретные меры по развитию начатой реформы и формированию более эффективной модели институтов власти, укреплению механизма сдержек и противовесов междк ними. Как и говорил глава государства.

Перемены неизбежны.