Сегодняшнее выступление перед новым правительством, подтвердило требовательный настрой президента на ускорение и масштабирование перемен. Он отметил снижение темпов реформ правительством и акимами, и назвал это недопустимым, что, видимо, и послужило основной причиной отставки предыдущего кабинета (а значит, логично ожидать и отставки некоторых акимов).
Для Демпартии «Ак жол», как представителя отечественных промышленников и предпринимателей, сторонника рыночных реформ, крайне важным прозвучало заявление Касым-Жомарта Кемелевича о неуклонном курсе на либерализацию. Более того, как отметил президент, - «Это единственный путь, способный вывести Казахстан на принципиально новый уровень развития». К.Токаев поручил «принять системные меры для комплексной либерализации экономики. Это крайне важная реформа, которая позволит поэтапно отойти от масштабного государственного вмешательства в экономические процессы».
Напомню, что аналогичное предложение правительству разработать программу либерализации экономики фракция «Ак жол» направляла 19 января прошлого года (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-predlozhila-razrabotat-kompleksnuiu-programmu-liberalizacii-konomiki-vkliuchaia-prinuditelnoe-droblenie-krupnejshih-bankov#), но предыдущее руководство правительства ответило, что всё и так хорошо. Как видим, президент считает иначе, и мы разделяем такое убеждение.
В целом, касаясь поручений главы государства, я бы назвал это видение даже не «новой моделью», а переворотом, который предстоит совершить правительству да и всей стране в экономике и госуправлении.
При этом наиболее актуальными с нашей точки зрения можно назвать слова К.Токаева о повышении эффективности бюджетной и налоговой политик. Тесная взаимосвязь этих направлений очевидна для президента, очевидна для бизнеса, для фракции «Ак жол», но не для чиновников - см. например позицию нашей фракции при обсуждении Бюджетного кодекса (https://akzhol.kz/ru/blog/poziciia-dempartii-ak-zhol-pri-obsuzhdenii-proekta-biudzhetnogo-kodeksa-pervoe-chtenie-na-plenarnom-zasedanii-mazhilisa) и Налогового кодекса (https://akzhol.kz/ru/blog/vstuplenie-aperuasheva-v-hode-obsuzhdeniia-izmenenij-v-nalogovj-kodeks-na-plenarnom-zasedanii-mazhilisa-25-maia-2022-goda).
Касым-Жомарт Кемелевич озвучил просто вопиющие данные: «За последние пять лет объем дефицита бюджета превысил 11 триллионов тенге… Исполнение плана по доходам прошлого года Минфин … обеспечил за счет налогов текущего года. Возврат НДС на 600 миллиардов тенге был приостановлен.
Получается, бюджетные вопросы решены за счет изъятия оборотных средств у бизнеса».
Именно об этом регулярно говорят депутаты «Ак жол» при обсуждении бюджета. Так, при обсуждении Отчёта правительства об исполнении бюджета 23 июня 2023 г., мы отметили «нарастающий ненефтяной дефицит бюджета. Показатель ненефтяного дефицита был повышен до 9 трлн 342 млрд. тг. вместо утвержденных 7 трлн.тг. А нарушенный порог дефицита 8,1% обошли, просто подняв до 10,2%.
Это называется «Ловкость рук, и никакого мошенничества».
Напомню, что министерство нацэкономики докладывало Президенту К.Токаеву, что ненефтяной дефицит в 2022 году должен был быть снижен до 5,1%. Но в реальности напротив, произошло увеличение ровно в 2 раза.
И нам предлагают его утвердить и тем самым узаконить.
Но фракция «Ак жол» не собирается участвовать в таких фокусах». Напомню, мы проголосовали против того документа. (https://akzhol.kz/ru/blog/frakciia-ak-zhol-zhestko-raskritikovala-otchet-pravitelstva-i-progolosovala-protiv-ego-priniatiia).
Отдельную часть выступления президент посвятил новому Налоговому кодексу, который он поручил разработать год назад, причём в целях упрощения и сбалансированности фискальной политики. Однако подготовка столь важного документа идёт явно не в ту сторону: «У бизнес-сообщества складывается мнение, что документ нацелен прежде всего на повышение налоговых ставок. Повышение НДС с 12 до 16 процентов – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность… Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как Главы государства».
Полностью подтверждаю это мнение Касым-Жомарта Кемелевича. На целом ряде обсуждений проекта кодекса, организованных Демпартией «Ак жол» с участием тогдашнего министра нацэкономики Алибека Куантырова и бизнес, и депутаты подвергали разгромной критике даже базовые подходы разработчиков, причём – именно за несоответствие поручениям президента (в частности, о введении дифференцированных ставок налогов и упрощении администрирования). Что касается повышения ставки НДС – то конечно, в рамках обоснований обсуждать можно любые идеи, а не только 16%. Но в том и дело, что внятных аргументов, кроме нехватки средств в бюджете, не было представлено. Поэтому и предприниматели, и их депутаты однозначно высказались против такого повышения (см.например: https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-vstupila-protiv-povsheniia-nds-i-trebuet-provesti-parlamentskie-slushaniia-po-tomu-voprosu).
Что касается доходов бюджета – то фракция «Ак жол» неоднократно указывала неиспользуемые правительством резервы, вовлечение которых соответствовало бы принципу сбалансированности экономики, но которые чиновники упорно не хотят видеть в упор (https://akzhol.kz/ru/blog/poziciia-frakcii-ak-zhol-po-proektu-biudzheta-na-2024-26-god).
Крайне важная (и честная!) оценка, как и злободневные поручения даны К.Токаевым в части инвестиционной политики. Если госорганы годами рисуют нескончаемый валовый поток внешних инвестиций, то глава государства методологически грамотно выделил из него «чистые» инвестиции, попутно разоблачив отчёты чиновников, уточнив, что основная часть иностранных вложений – по сути, реинвестирование прибыли, полученной от эксплуатации природных богатств самого Казахстана.
В этой связи озвучены требования активизации работы Инвестиционного штаба и разработки Национального инфраструктурного плана. Нужно согласиться, что отсутствие должной инфраструктуры – один из главных сдерживающих факторов для привлечения инвесторов и реализации новых производственных проектов. «Спрос будет жёсткий» - заранее предупредил президент.
Из десятка этих и других направлений насыщенного спича главы государства особо хотелось бы остановиться на поручении «придать новый импульс промышленному развитию страны».
Касым-Жомарт Кемелевич подчеркнул, что «масштабные и инновационные проекты, закладывающие основу экономического роста на многие годы вперед» и открывающие потенциал «совершенно новых для нашей страны секторов промышленности» должны получать приоритетную поддержку государства. Но при этом не конкретизировал о каких именно видах поддержки идёт речь. Это позволяет предполагать, что правительству дан своеобразный карт-бланш на выработку самых разнообразных, максимально гибких условий привлечения проектов, естественно, под встречные обязательства инвесторов. Если речь именно о таком подходе – то он практически развязывает руки и кабмину, и акимам для максимально эффективных переговоров с потенциальными интересантами. Рассматривая такой ход вкупе с проведённой осенью «отвязкой» министров от опеки администрации президента, можно осторожно надеяться на существенный сдвиг или даже прорыв в данном направлении.
Также немаловажно, что глава государства при этом учитывает задачу не только привлечения новых инвесторов, но и стимулирования существующих, отметив, что речь идет о модернизации действующих производств. Действительно, с теми, кто уже зашёл – говорить проще, но и оправдывать их доверие, поддерживая новые вложения – тоже правильно, тем более, когда речь идёт о «задаче кардинальной модернизации действующих производств».
К.Токаев прямо указывает, что в этом плане следует начать с металлургических комбинатов, где «нужны масштабные инвестиции в создание новых производств и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью». В частности – «Необходимо наладить выпуск высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей».
Фракция «Ак жол» не только согласна с такой задачей, но и прилагает практические усилия в её реализации. Так, в декабре нами инициирована поправка в закон «О промышленной политике», которая обязывает горнометаллургические гиганты на рыночных обеспечивать потребности отечественной обрабатывающей промышленности в выпускаемых металлах (свинец для аккумуляторов, медь для кабельных заводов, алюминий для профилей и т.д.). И только не востребованная на внутреннем рынке продукция может отправляться на экспорт. На продвижение данной нормы у нас ушло два года, так как она упорно блокировалась сырьевиками, и мы признательны и коллегам по Мажилису, и правительству за её поддержку (см.п.2 в материале https://akzhol.kz/ru/blog/v-konce-goda-priniato-podvodit-itogi).
Надеемся, что указанная обязанность не только поспособствует производству новых видов продукции сторонними компаниями, но и заставит сами металлургические гиганты реинвестировать прибыль в новые переделы, открывать следующие или совместные производства, как и отметил Касым-Жомарт Кемелевич в отношении Карметкомбината. Уверен, что Кармет в данном случае просто пример, которому должны последовать и другие металлургические гиганты. Что касается перспективы производства стали для автомобильной промышленности – то в этом формате становится логичной связка Кармета и одного из лидеров отечественного автопрома.
При этом понятно, что технологический уклад экономики определяют не единичные гиганты, а массовое производство, которое невозможно обеспечить без сектора МСБ.
Не случайно (и абсолютно справедливо) глава государства одним из приоритетов видит «становление сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе».
Думаю, что вышеуказанная норма сможет содействовать появлению десятков средних обрабатывающих предприятий вокруг горнометаллургических комбинатов. Но производство – это не только сырьё и материалы, прежде всего это технологии и рынки сбыта.
И об этом тоже говорит президент, прямо называя крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании, которые должны при освоении недр внедрять технологические новшества, меняя структуру национальной экономики. Речь идёт о производстве техники и оборудования, различных деталей и изделий к ним.
«Если сейчас не создать такие производства в Казахстане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим» - констатирует глава государства.
Это наболевшая тема для отечественного бизнеса, прежде всего, в отрасли машиностроения. Четыре года назад, под давлением казахстанских промышленников, три крупнейшие нефтяные компании (ТШО, NCOC и Карачаганак БВ) создали Международный центр развития нефтегазового машиностроения. Ожидалось, что его задачей станет оказание содействия местным заводам в освоении производства оборудования, узлов и деталей, используемых самими учредителями, в обеспечении необходимой технической документацией и т.д. Это крайне актуальное и нужное начинание, значение которого невозможно переоценить!
Но по информации бизнеса, пока этот центр всё ещё не реализовал ни одного проекта, не помог казахстанским предприятиям освоить ни один вид новой продукции, не передал им ни одной технической документации на производство передового нефтегазового оборудования. На неоднократные запросы фракции «Ак жол» отвечалось, что названный центр всё ещё «определяется со своей миссией» (см.например: https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-obvinila-minindustrii-v-bezdejstvii-v-razvitii-neftegazovogo-mashinostroeniia ). Поэтому вопрос о реальной отдаче
для Казахстана от данного центра и практической реализации его потенциала был поставлен нами на вчерашнем согласовании кандидатуры министра промышленности Каната Шарлапаева.
Аналогичные подходы (но с более очевидной отдачей) нужно применять и в других перспективных отраслях обрабатывающей промышленности, как и сказал глава государства.
Показательно, что говоря о планах индустриализации, К.Токаев отдельно обозначил роль, которую в этом процессе призваны играть банки: «Необходимо стимулировать вовлечение банков в финансирование реального сектора экономики».
На мой взгляд, данное поручение нужно рассматривать в свете сентябрьского Послания, где президент подверг банковскую систему жёсткой критике за её потребительское (так и хочется сказать – паразитарное, но это будет неверно) отношение к экономике и реальному сектору. Пришло время определяться с форматом прямого участия БВУ и их капиталов в создании промышленного каркаса Республики.
Думаю, что эти и другие президентские инициативы в комплексе нужно рассматривать не только как поручения правительству. В конце концов, речь о судьбе и будущем нашей собственной страны, которую никто вместо нас не сделает лучше. Станем ли мы развитым, экономическим сильным и успешным государством, или продолжим скатываться в де-индустриализацию и средневековье?
Для Демпартии «Ак жол» ответ очевиден. Это наше общее дело. Перемены неизбежны.