О внедрения утилизационного сбора на автотранспорт в РК

» Депутатские запросы » О внедрения утилизационного сбора на автотранспорт в РК

10.09.2014, 00:00

Премьер министру РК
Кариму Масимову      
 Депутатский запрос
Уважаемый Карим Кажимканович!      
Сегодня, автомобильная отрасль является одним из динамично развивающихся секторов экономики Казахстана.
Благодаря поддержке Главы Государства и Правительства РК уже запущены и реализуются ряд проекты по производству автомобилей известных брендов.
Общий объем производства автотранспортной техники в 2013 году составил 34 000 единиц, а план производства на 2014 год составил 60 000 единиц.
Однако, в настоящее время создаются дополнительные барьеры для экспорта в Российскую Федерацию автотранспортных средств произведенных в Казахстане. РФ в одностороннем порядке ввела утилизационный сбор в отношении транспортных средств произведенных в РК и в Республики Беларусь.
Минпромторг России с 1 сентября текущего года возобновил программу утилизации автомобилей. При условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой автовладельцы смогут получить через производителей или дилеров скидки при покупке новых автомобилей.
Это достаточно серьезно стимулирует продажи новой автомобильной техники. До конца года Правительством РФ планируется выделить 10 млрд. рублей, что позволит дополнительно реализовать 170 тыс. автомобилей. Программа утилизации распространяется на все категории автомобилей старше шести лет, а сумма компенсации за сдачу машины в утиль составляет от 40 тыс. до 350 тыс. рублей.
Предыдущая федеральная программа утилизации действовала в 2010-2011 годах. Из федерального бюджета на реализацию программы в эти годы было выделено 30 млрд рублей.
Благодаря программе утилизации уровень производства легковых автомобилей в РФ в 2010 году вырос в два раза, а грузовых автомобилей – на 75% к 2009 году.
Изначально страны-участницы ТС обсуждали возможность введения утилизационного сбора на территории ТС с условием, что «утилизационный сбор подлежит к уплате в стране происхождения товара».
Однако по ответам на наши предыдущие запросы по данной теме, Казахстан не может ввести на своей территории утилизационный сбор  для автотранспортных средств ввиду предстоящего вступления в ВТО и отсутствия системы утилизации автомобилей.
Внедрение утилизационного сбора только на территории РФ, в том числе и для автомобилей из Республики Казахстан, ставит в неравные условия отечественную продукцию и закрывает возможность экспорта автомобилей, произведенных в Казахстане. Тогда как автомобили, произведенные в Российской Федерации, импортируются в Казахстан  без уплаты утилизационного сбора и таможенных пошлин.
В связи с высоким значением отрасли для отечественной экономики считаем изыскать адекватный ответ на подобные протекционистские меры РФ.
В частности, Россия уже является членом ВТО, что не помешало ей ввести утилизационный сбор.
Вопрос в организации системы утилизации, что также является актуальным в свете подготовки к ЭКСПО-2017 и заявленного перехода к «Зелёной экономике».
Данные проблемы в таких странах как США, Япония, Германия, Голландия были решены еще 10-15 лет назад путем организации системы сбора и вторичной переработки изношенных автомобилей. Только в США, Канаде, Японии и Западной Европе ежегодно утилизируется около 35 млн. автомобилей.
В связи с вышеизложенным, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция ДПК «Ак Жол» просит Вас рассмотреть возможность внедрения утилизационного сбора в Республике Казахстан, который мог бы существенно способствовать дальнейшему развитию отечественной автоиндустрии, а так же стимулировать обновление автопарка посредством предоставления гражданам субсидий на приобретение новых автомобилей при условии утилизации старых. 
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»
Озвучил депутат Талгат Ергалиев                    Ответ на ДЗ-184